(обновлено )
Примерное время чтения: 6 минут
1071

Святыня для фашистов. История иконы «Сталинградская мадонна»

В облике мадонны с младенцем, изображенной Ройбером, волгоградский художник увидел собирательный образ изможденного немецкого солдата.
В облике мадонны с младенцем, изображенной Ройбером, волгоградский художник увидел собирательный образ изможденного немецкого солдата. / Галина Гунькина / АиФ

Волгоградский музей изобразительных искусств пополнится новой картиной. Творение заслуженного художника РФ Владислава Коваля «Сталинградская мадонна Ройбера» передают в дар музею из частной коллекции. Это творческое осмысление автора о написанной в годы войны иконе. Малоизвестную широкой публике историю рассказывает vlg.aif.ru.

Икона на детской карте

Икону, которую позже стали называть «Сталинградской мадонной», написал в 1942 году в канун католического рождества военврач 16-й танковой девизии вермахта, по совместительству капеллан Курт Ройбер. Рисунок был сделан на обратной стороне советской школьной географической карты и стал святыней для фашистских солдат, которые надеялись пройти по территории СССР победным маршем, но оказались в «сталинградском котле».

"Сталинградская мадонна". Фото: АиФ/ Ирина Малина

Сам Курт Ройбер оказался позже в советском плену, в лагере НКВД №79 неподалеку от города Елабуги в Татарстане, где и скончался 20 января 1944 года. Но его рисунок сохранился – в Германию «Сталинградскую мадонну» доставил друг врача, получивший ранение и эвакуированный из Сталинграда в Германию на последнем самолете.

Рисунок был передан родственникам Ройбера, те в свою очередь передали ее в 1983 году в мемориальную церковь кайзера Вильгельма, где она хранится и сегодня. Семь лет спустя, 14 ноября 1990 года, икону освятили представители трех христианских конфессий, в том числе архиепископ Русской православной церкви Пимен.

Фото: АиФ/ Ирина Малина

Знак отчаяния

Далеко не всем пришлась по вкусу канонизация рисунка, выполненного фашистским солдатом и участие в этом событии российского православного священника. Так, автор, публикующий свои размышления в сети под псевдонимом «МемуаристЪ», назвал его «плевком в матерей войны».

По его словам, сегодня историю создания «Сталинградской мадонны» преподносят как рождественскую сказку о гитлеровских солдатах, которые устали от войны, мечтают разбить ненавистного врага и оказаться у рождественских елок со своими семьями и детьми. При этом забывается, что рисунок выполнен на обратной стороне карты, принадлежащей сталинградским детям, возможно, погибшим под фашистскими снарядами.

По мнению автора, икона Ройбера – знак отчаяния германского священника, который искренне верил, что идет в крестовый поход против большевизма, считая, впрочем, что и фашизм, и сталинизм – порождение сатаны. И никаким гуманизмом от его творения не веет – только ужасом «перепуганного до чертиков» крестоносца.

«Не убий»

Копия «Сталинградской мадонны» хранится в волгоградском католическом храме Святого Николая. Местные верующие называют ее в зависимости от вероисповедания иконой «Дева Мария Примирения» или «Сталинградской Богородицей».

«В 1996 году ко мне обратился настоятель храма Альфред Манько с тем, чтобы я сделал копию этой иконы. Но мне было неинтересно просто повторять чужую работу. Вместо этого 11 лет спустя я создал своего рода попурри на эту тему. В его основе тот образ, который я в свое время увидел в рисунке Ройбера», – делится Владислав Коваль.

Икона Ройбера как собирательный образ солдата, который пришел на сталинградскую землю, чтобы погибнуть.
Икона Ройбера в картине Коваля - собирательный образ солдата, который пришел на сталинградскую землю, чтобы погибнуть. Фото: АиФ/ Галина Гунькина

По словам Коваля, в каждой картине есть параллельное пространство, второй план, который мы порой не замечаем. Но когда он открывается художнику свыше, случается чудо.

«Так, в облике мадонны с младенцем, изображенной Ройбером, я увидел собирательный образ изможденного немецкого солдата, который сидит в окопе, накрыв голову капюшоном и обхватив ее рукой. Он в ожидании неминуемого конца на враждебной для него земле, куда, как и другие окружающие его солдаты, пришел, чтобы погибнуть. И думали они в этот миг не о фюрере, а о том, как предстанут перед Всевышним», – поясняет автор.

От оригинала в «Сталинградкой мадонне Ройбера» остались фразы, которые тот запечатлел на своем рисунке: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в «котле». Крепость Сталинград. 1942».

Слева копия рисунка Ройбера, справа - ее воплощение Ковалем. Фото: АиФ/ Галина Гунькина

«Эти слова остались на века, чтобы человечество помнило, что люди не должны убивать себе подобных, потому что сказано: «Не убий», – убежден художник.

Картина Владислава Коваля «Сталинградская мадонна Ройбера» выставлена в музее имени Машкова в экспозиции «Сталинградская битва и 1418 дней войны», которая будет работать до 26 марта 2023 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах