Примерное время чтения: 5 минут
271

«Должен вызывать катарсис». Владимир Ляпичев - о театре

27 марта традиционно пройдет Всемирный день театра. К этой дате «АиФ-Волгоград» решил выложить интервью с известным театральным деятелем региона Владимиром Ляпичевым, которое было записано еще при его жизни, но не опубликовано.

Напомним, Владимир Иванович ушел из жизни 15 января этого года. Он внес большой вклад в театральную жизнь нашего города, многое не успел. Немалое количество людей знало его как режиссера, актера, учителя, друга; он навсегда останется в их сердцах.

В День театра важно не только поздравлять всех действующих деятелей искусства, но и помнить о тех, кто сделал так много для нашей культуры.

Театр должен вызывать катарсис

- Что для вас театр?

- Театр – это такой механизм, который должен вызывать у человека катарсис. Когда человек просмотрев определенное произведение и прочувствовав его, в том числе и с помощью передачи волн энергии между актером и зрителем, а после получил настоящие эмоции.

- Владимир Иванович, почему вы решили создать Казачий театр?

- До Казачьего я работал в трех театрах – Военный театр В. Вишневского, Волгоградский ТЮЗ и Волгоградский драматический театр им. Горького. Впоследствии я организовал театр-студию «Эксперимент», в котором работали профессиональные актеры. В определенный период у меня зародилась идея «Не создать ли Казачий театр?».

Таких театров никогда не существовало. Были небольшие самодеятельные группы, которые играли одноактные пьесы на казачью тематику, были более-менее профессиональные, но кукольные труппы, но музыкально-драматических театров не было. Мне удалось убедить администрацию, чтобы создать такой театр.

- С учетом того, что это был театр с нуля, как формировалась труппа?

- Я не могу сказать, что это было с нуля. Как уже говорилось ранее, у меня был «Эксперимент», у которого были определенные наработки. Этот небольшой коллектив стал основой труппы. В кратчайшие сроки был создан театр.

На тот момент еще не было своего помещения, поэтому работали во Дворце Культуры им. Гагарина. За 3-4 месяца был выпущен первый спектакль «Я пришел дать вам волю» по киноповести М. Шукшина.

Через год нам пошли на встречу и выдали здание бывшего кинотеатра «Гвардеец». Оно было без отопления, без воды, в полуразрушенном состоянии, но мы начали работать над вторым спектаклем «Чубатые ребята».

- Сколько под вашим руководством было создано постановок?

- За 18 лет было выпущено около 60 спектаклей, в основном на казачью тему. Были гастроли, фестивали. Кстати говоря, на Первом Российском Театральном Фестивале им. Рыбакова за спектакль «Хуторяне» мы взяли Гран-при конкурса, приз за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль.

- Оправдались ли ожидания касаемо театра?

- Отчасти. Фактически наш театр уникален. С одной стороны мне лестно, что я являюсь основателем, что моя идея воплотилась в жизнь. С другой стороны мне немножко досадно, потому что с моим уходом от той идеи, от того репертуара казачьего театр отошел. Исчез дух казачий. У нас все по-другому было. На мой взгляд, задумывалось все иначе. Он задумывался именно как театр о казачьем братстве, о свободолюбивом народе.

- Как вы считаете, есть какой-то секрет успеха спектакля?

- Как сказал один из больших режиссеров: «Вы хотите, чтобы каждый спектакль был успешен? Да такого не бывает!». Можно провести аналогию с писателями – вот есть какое-то одно произведение, которое все знают, а он написал еще сто, о которых никто не говорит. Также и про спектакли. Бывает вообще такое, что самые посещаемы постановки с художественной точки зрения отнюдь не самые лучшие; а бывают очень хорошие, вдумчивые, серьезные спектакли, с оригинальным прочтением произведения, но зрители почему-то предпочитают другие.

- Что для вас главное в режиссуре?

- Некоторые заблуждаются, что режиссура - это просто: «А что там? Автор же все написал! Бери и ставь». Хорошо, автор написал, на поверхности все понятно, но сколько там различных течений. В одной пьесе одни находят первую тему, другие выделяют вторую, третьи еще одну, которая не на поверхности лежит, и в этом-то интерес, интерес режиссуры – в чем отличие?

Вот берешь пьесу, казалось бы, про любовь, а капнешь поглубже, а там совершенно другое заложено. На мой взгляд, брать некоторое новое произведение стоит в том случае, когда видишь созвучие какой-то идеи с сегодняшним временем, о чем хотелось бы поделиться со зрителем, и найдя там что-то свое. В любом произведении заложено несколько пластов проблем, особенно в классике. И вот одну из этих проблем можно вытащить и поделиться со зрителем своими мыслями касаемо этой проблемы. Я всегда говорил – это главное в театре.

Когда мне говорили: «Что вы показываете, Владимир Иванович? Люди плачут на ваших спектаклях. Надо развлекать, жизнь итак тяжелая», я отвечал: «Пускай идут в цирк». Театр – это такой механизм, который должен вызывать у человека катарсис. Когда человек просмотрев определенное произведение и прочувствовав его, в том числе и с помощью передачи волн энергии между актером и зрителем, а после получил настоящие эмоции, тогда это ценно. Ради этого стоит работать в театре и ставить спектакли.

Автор: Виктория Онищенко

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах