Примерное время чтения: 4 минуты
981

Жизнь подбрасывает сюжеты. Скульптор Николай Карпов – о вдохновении

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Нижнее Поволжье №5 03/02/2021
Карпов продолжает работу надо образом святителя Луки – выдающего врача-хирурга.
Карпов продолжает работу надо образом святителя Луки – выдающего врача-хирурга. / Ирина Берновская / АиФ

Памятник «Детям и матерям военного Сталинграда» в Волжском, пожалуй, одна из самых эмоциональных скульптурных композиций в Волгоградской области, посвящённых войне. В молодом городе, где о событиях 1941-1945 гг. знают лишь по фильмам и книгам, у этого пронзительного памятника всегда лежат живые цветы.

Автор скульптуры, волжанин Николай Карпов известен и другими своими работами, которые удивительным образом меняют пространство вокруг. Как рождаются нестандартные образы, мастер рассказал «АиФ»-НП».

Рождение «Белой вороны»

– В детстве я всё время лепил из глины, пластилина, – вспоминает Николай Сергеевич. – Лепил по тысяче штук солдатиков. Сегодня – индейцев, завтра сминаешь их, лепишь немцев для новой игры... После школы поступил в Пензенское художественное училище. В училище с будущей женой познакомился. Татьяна – художник-оформитель, а я скульптор. В Волжский приехал по распределению на шинный завод и проработал на нём 25  лет художником-оформителем.

– У Вас очень необычные сюжеты композиций...

– Они по-разному возникают, иногда поводом становится какое-то взволновавшее событие, впечатление, в общем, что в душе есть…  Вот, скажем, «Белая ворона» появилась после того, как я наблюдал в автобусе сценку: сидит стайка пацанов, входит женщина, один из мальчишек уступает ей место, а его товарищи смотрят на него, как на белую ворону, как будто он совершил нечто невообразимое. Такое время: чтобы сделать что-то элементарное человеческое, надо буквально вывернуться. Вот как моя ворона, она как будто стесняется…

Собаки тоже воевали

– Смотрю, сколько у Вас в мастерской работ – философских и ироничных, реалистичных и абстрактных… А какие монументальные работы Вы бы выделили особо?

– Пожалуй, памятник «Детям и матерям военного Сталинграда», открытый в Волжском в 2017 году. Был конкурс, и мой проект победил. Ещё одна значимая для меня работа – бронзовая скульптура хлебороба, установленная в Новоаннинском районе. И, конечно, памятник собакам – истребителям танков, установленный в Волгограде.

Когда работал над проектом, много прочёл о Сталинградской битве. Это было лет десять назад, мне даже довелось пообщаться с фронтовиком, который занимался дрессировкой этих собак. Он рассказал, что в пойме были специальные «собачьи хутора», где животных обучали. Вспоминал, как солдатам-инструкторам тяжело было отпускать собак  «на задание», то есть на верную гибель. Но всё делалось во имя победы, и об этом надо помнить.

– У волгоградцев появилась примета: если потереть нос вашей собаке-памятнику, это принесёт удачу. Как к этому относитесь?

– С одной стороны, я рад: значит,  люди приняли скульптуру, она им нравится. С другой, всё-таки эта работа посвящена трагическим событиям… Знаете, я как-то был в Пятигорске, и меня поразило, что люди фотографируются на месте гибели Лермонтова, смеются, ищут удачный ракурс, не чувствуя трагичности этого места.

Но главное, чтобы памятники не ломали. Чаще всего это дело рук подростков, и хорошо, что власти пытаются перевести эту энергию в созидательное русло. Например, в Волжском официально разрешили молодым граффити-художникам разрисовать трансформаторные будки, арки домов.

– Вы вообще создали столько замечательных скульптур животных. Где чаще наблюдаете за ними: в природе или на экране?

– В природе, конечно, лучше. Сусликов часто вижу, когда едем на рыбалку в Астраханскую область. Что касается кошек и собак, то наблюдаю их с детства. У нас уже шестой год живёт ньюфаундленд Чарли, его нам дети подарили. Большой (72 кг) и невероятно умный!

– Есть проекты, которые хотелось бы воплотить в городской среде?

– Да, такие есть. Больше всего меня сейчас занимает «Ангел-хранитель» – эта композиция уже создана. Благодаря оригинальному пластическому решению каждый человек может стать её частью. Встанешь в проём, и одна рука ангела окажется над головой – утешит, а другая – на плече – придаст уверенности.

Вообще каждому городу нужны художественные ориентиры, будь то  памятник, малая скульптурная форма или необычное расписанное здание. Из них складывается неповторимый облик каждого населённого пункта.

– Николай Сергеевич, Вам в январе исполнилось 60 лет. Как отметили юбилей?

– На рыбалке! У меня традиция: день рождения частенько встречаю так. В этом году поехал с ночёвкой. Люблю рыбачить в любое время года.

Досье
Николай Карпов. Родился в 1961 г. В 1984 г. после окончания художественного училища получил специальность «скульптор-исполнитель». Член Союза художников России с 1998 г. В его работах сочетаются элементы классики и авангардизма. Скульптуры его авторства размещены в Волгограде, Волжском, Камышине, Тольятти, Калмыкии, Мордовии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах