Школьная программа по литературе насыщена великими произведениями русских классиков, многие из которых не под силу в полной мере понять подростку. Лирические отступления Пушкина, философские размышления Толстого, сложный язык Платонова – филологи говорят, что все это становится понятнее с возрастом. Корреспондент «АиФ-Волгоград» вместе с учителями литературы составил список книг из школьной программы, которые стоит перечитать взрослым, чтобы заново открыть эти произведения русской литературы.
1. «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский
Изучается в 10 классе. Сергей Калашников, член экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку и литературе, преподаватель ВолГУ считает, что произведения Федора Достоевского трудны для детского восприятия.
«Роман «Преступление и наказание» сложен для школьников потому, что является не столько психологическим, сколько философским и религиозным, – говорит преподаватель. – Для правильной интерпретации теории главного героя Раскольникова нужно хорошо знать систему христианских представлений об истории, месте человека в божественном замысле, о нигилизме и атеизме».
Сергей Калашников считает, что в 16-17 летнем возрасте гораздо понятнее было бы произведение Достоевского «Подросток». А «Преступление и наказание» стоит перечитать повзрослев.
2. «Евгений Онегин», А.С. Пушкин
Изучается в 9 классе. С одной стороны, оно написано стихами, а опыт прочтения поэтических текстов в 14-15 летнем возрасте у детей чрезвычайно мал. С другой стороны, это произведение, которое невозможно изучать без серьезной культурно-исторической подготовки.
«Надо иметь хотя бы общие представления о дворянской культуре начала XIX века, разбираться в положениях дуэльного кодекса и даже в правилах отношений между мужчиной и женщиной, в противном случае даже самый поверхностный слой романа, связанный с «несостоявшейся» любовью Онегина и Татьяны, будет истолкован превратно», – считает Сергей Калашников
Читатели, которые возвращаются к «Евгению Онегину» после окончания школы, говорят, что замечают в нем множество интересных деталей, иначе смотрят на лирические отступления автора, его рассуждения о женщинах, своих коллегах по цеху.
3. «Война и Мир», Л.Н. Толстой
Изучается в 10 классе. Репетитор по русскому языку и литературе Дарья Пога считает, что детям тяжело читать про жизнь Москвы накануне нападения Наполеона, светское общество того времени, потому что они даже с трудом представляют себе, чем жили люди в середине 20-го века. Из-за этого полноценное восприятие «Войны и мира» возможно только при хороших познаниях в области истории. Оно может быть интересным и для десятиклассника, но большее удовольствие от чтения этого произведения можно получить в зрелом возрасте, когда обращаешь внимание не только на сюжет.
4. «Тихий Дон», М.А. Шолохов
Изучается в 11 классе. По тем же причинам, что и «Войну и мир», школьникам тяжело понять «Тихий Дон». К тому же многие филологи говорят, что это произведение совершенно иначе читается в зрелом возрасте: взрослому человеку проще понять душевные переживания героев романа, ощутить всю трагичность их положения.
5. «Отцы и дети», И.С. Тургенев
Изучается в 10 классе. Это произведение не столько сложное для подростков, сколько полезное для возвращения к нему в зрелом возрасте. Чтобы взглянуть на вечную проблему отношений отцов и детей с другой точки зрения.
6. «Котлован», А.П. Платонов
Изучается в 11 классе. Это философское произведение, социальная притча, сатира на СССР времён первой «пятилетки».
«Школьникам сложно разобраться в этой повести даже не потому, что она философская, а потому, что мрачная, – считает филолог Татьяна Филимонова. – В повести, к примеру, маленькая девочка спит в гробу. Для детей этот момент в произведении пугающий, неприятный, не дающий им абстрагироваться от страха и проанализировать суть «Котлована». Школьники буквально спотыкаются на этом. Им сложно воспринимать такие метафоры».
Повесть написана своеобразным языком, слова в ней лексически не сочетаемы, но каждое имеет контекстуальное значение. Поэтому произведение не легко понять школьникам, но многие взрослые читатели проникаются любовью к «Котловану», если возвращаются к нему в подходящее время.
7. «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов
Изучается в 9 классе. Произведение Михаила Лермонтова не отличается повышенной сложностью языка или обилием важных исторических подробностей. Но в 9 классе оно часто воспринимается как приключенческое. За погонями, дуэлью, любовными линиями, можно не увидеть самого важного: размышлений о сложности отношений между людьми.