96

Уровень культуры волгоградцев стремится к нулю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Нижнее Поволжье 18/05/2011

Центр современного искусства в Волгограде? Почему бы и нет! Молодая волгоградская художница Мария Латышова стала первым в истории города руководителем масштабного проекта «Арт-Сцена». С ней мы решили побеседовать о превратностях современного искусства в провинциальном городе.

«Школа выживания» для художника

– В августе-сентябре нынешнего года, – делится Латышова планами, – в Волгограде под эгидой нашей организации пройдёт полномасштабная международная выставка современного искусства молодых авторов. Мы символично назвали будущую выставку «Коммуникации». Уже набралось человек десять очень интересных авторов – живописцы, графики, фотохудожники, скульпторы. Среди них художник-график Ольга Азарова, молодой волгоградский живописец Сергей Блох, молодой фотограф, графический дизайнер из Аргентины Леонардо Поллес, интересный молодой фотограф из Великобритании Скотт Коол. Очень надеюсь, что в выставку войдёт гораздо большее число интересных имен со всего мира.

– Мария, в чем именно вы видите грань между традиционным и современным искусством?

– Современное искусство интерактивно по своей природе. Его произведения заставляют зрителя включить, что называется, голову и все органы чувств – воображение, сложные личностные ассоциации. Мастер традиционной школы изваяет, скажем, вазу или нарисует березовую рощу – и для сотен, тысяч зрителей это будут именно только ваза и роща. В современном искусстве каждый из нас может увидеть именно своё, неповторимое. Традиционное искусство сравнительно легко для восприятия. Современное искусство, напротив, требует специфических знаний, подготовки, именно той самой «включённой головы». Это, перефразируя классика, искусство, принадлежащее не всему народу, но интеллектуалам.

– Зачем нужно объединять людей искусства? Может, поодиночке им легче?

– Одному – плохо. Каково быть художником-одиночкой, слишком хорошо знаю на собственной шкуре. У современных художников Волгограда, увы, нет единого интеллектуального, духовного, выставочного и коммуникационного пространства. У нас множество интересных авторов – художников, фотохудожников, мастеров инсталляций. Но каждый из них словно «плавает» в собственных мирах. Вторая существенная проблема – мизерный процент подготовленной для восприятия современного искусства публики. Тех самых знатоков, экспертов, которые и художественные работы оценят, и смогут обеспечить обратную связь художника с «внешним миром», без которого невозможно творчество.

Барьер для таланта

– Что сегодня важнее – личность художника или его произведения?

– В нашем обществе, к сожалению, искусство по-прежнему делится не на талантливое и неталантливое, а на политически конъюнктурное и не очень. Когда Президент Дмитрий Медведев оставил недавно в своём блоге запись о личной симпатии к современному искусству, многие мэтры искусства традиционного чуть ли не запаниковали: «А про нас не забудут?». И грустно, и смешно всё это.

Судьба людей, желающих заработать свой хлеб на своем творчестве, сегодня незавидна. Из 22 моих однокурсников, выпускников специализированного отделения ВГИИК, творчеством – в виде вездесущего веб-дизайна, – остались заниматься трое. А сама специальность «художник-педагог» может быть и относительно востребована в школах искусств, но фактически  не оплачиваема.  Однако если сокращать курсы, станет ещё хуже. Мы потеряем преподавателей-художников совсем. 

– Остаётся пробиваться в Москву всеми правдами?

– Я вам назову одну цифру, и станет всё понятно.  Более 200 тыс. рублей – именно столько стоит сегодня  год обучения «на художника» в училище при Суриковском институте. Это не просто нереальная сумма – это непреодолимый глухой барьер для любого таланта.  Государство сегодня не «борется» с современным искусством бульдозерными методами, но оно не должно смотреть на такие течения в искусстве через призму стереотипов: «Это правильно, а это нет». Творчество того же Марка Куина, делающего работы из собственной крови – что это «правильно - не правильно»? Нет правильных ответов на такие вопросы.  Есть бесконечное творчество вне традиций. И оно будет в любом случае развиваться.

Театр и чиновники

– Руководители города и области – редкие гости в волгоградских театрах и музеях. Почему?

– Когда я беседовала по этому поводу с самими чиновниками, некоторые из них утверждали, что не особо любят современное искусство, театр. А ведь это всё равно, что не любить джаз или балет, не посетив ни одного концерта. Сначала надо попробовать «на вкус», а потом сделать выводы. Любовь к искусству на расстоянии невозможна.

– Можно ли нынешнюю молодёжь упрекать в бездушии?

– Стереотип, что молодое поколение якобы бездушно, необразованно да и вообще – варвары по сравнению с высокоинтеллектуальными отцами и дедами, слава Богу, не более чем расхожий стереотип. Каждый день не перестаю удивляться тому, насколько огромное количество действительно умных и развитых молодых людей живёт в России. Другое дело – общий уровень культуры всего населения, который с колоссальной скоростью стремится к нулевой отметке. В настоящий момент изменилось соотношение сил, молодые люди либо невероятно умны и талантливы, либо годами  находятся на «стадии примата».  Некая средняя составляющая из разряда «знаю всего понемногу, читаю Дюма», фактически вымывается. И не только среди молодёжи.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах