Единые требования к страховщикам, обязывающие их раскрывать информацию о посредниках на своих официальных сайтах, вступили в силу с 1 апреля 2022 года.
Однако, как указано в докладе Центробанка, интернет-ресурсы страховых агентов по-прежнему недостаточно наполнены, и это становится почвой для процветания мошенничества в сфере ОСАГО.
В документе говорится, что нередко страховщики заключают со сторонними компаниями договоры на оказание рекламных, информационно-консультационных и других услуг. На деле же им передаются функции страховых посредников. Те в свою очередь привлекают субагентов, выстраивая структуры по принципу сетевого маркетинга. Таким образом создается «серая» зона посредничества, способствующая развитию мошенничества в сегменте онлайн-страхования.
Страховщики ежегодно выявляют больше 150 тысяч недостоверных договоров обязательного страхования автогражданской ответственности. Число договоров с недостоверными сведениями, заключенных в электронном виде, составляет не меньше 1,1 млн или около 3% рынка. Ущерб автовладельцев, в том числе, волгоградцев, а также страховщиков, равняется или превышает 4,2 млрд рублей. Водители теряют свои средства, страховщики недополучают страховые премии.
По данным АИС ОСАГО2, значительная доля договоров заключается в электронном виде с аномально низкой страховой премией. 11% составляет доля договоров со страховой премией не выше 2,5 тысячи рублей, около 3% – со страховой премией меньше 1 тысяча рублей. По договорам, заключенным через систему обеспечения доступности ОСАГО «Е-Гарант», – 35%.