Бесконечное перекраивание властями транспортной схемы приводит к ощутимому ухудшению качества жизни горожан. Где выход из сложившейся ситуации, разбирался «АиФ»-НП».
Нужный троллейбус ждала… часами
В столь протяжённом городе, как Волгоград, стабильность работы транспорта и грамотно выстроенная логистика перевозок – это не просто роскошь, а насущная необходимость горожан. Однако же складывается устойчивое впечатление, что власть делает всё, чтобы усложнить своим землякам жизнь по максимуму.
Нынешнее жаркое лето прошло под знаком переполненных троллейбусов и забитых под завязку автобусов с маршрутками. Одновременный ремонт метротрама и наземного трамвая в пределах улиц Голубинская – Краснознаменская привёл к коллапсу: огромная нагрузка свалилась на оставшийся городской транспорт, и он с ней попросту не справился. Уехать из центра в прилегающие районы было тем ещё квестом, причём безальтернативным.
– Вынуждена всё это время уходить с работы на час раньше, – сетует работающая в центре жительница Тракторозаводского района Мария Голосова. – Казалось бы, площадь Ленина, здесь проходит масса транспорта, но все троллейбусы стадом едут вечером в депо. Чтобы втиснуться в переполненный салон, приходится ждать по часу, а то и больше.
Не меньше часа, а то и больше приходится тратить, чтобы преодолеть всего 20 км от центра Волгограда до Краснослободска. Сейчас туда ходит единственная маршрутка № 174, которая всегда набита битком. Рекламируя все прелести жизни в заволжских коттеджных посёлках, застройщики скромно умалчивают, что обещанные «пять минут до центра города» могут растянуться на долгие часы ожидания, особенно в пляжную пору, когда мост намертво забит машинами.
– Есть ещё в расписании движении маршрутка № 138Т от Городища до пос. Вторая Пятилетка, это южная окраина нашей Слободы, – припоминает житель Краснослободска Игорь Хромов. – Но ходит она крайне отвратительно даже в сравнении со 174-й. Она что есть, что её нет.
Жители южных районов давно бьют тревогу из-за сокращения общественного транспорта: в северном направлении из Красноармейского района едет только маршрутка № 15а, востребованный маршрут № 70а отменён, втиснуться в знаменитую «двойку» – автобус маршрута № 2 – в час пик просто нереально. Что это, недальновидность и безответственность управленцев или прямое издевательство над людьми?
Непросто в эти дни приходится и жителям жилого массива Родниковая Долина, что в Советском районе. Горожане постоянно жалуются, что в часы пик и в выходные выбраться из этой части города на единственном автобусе № 85, график которого категорически не соответствует заявленному перевозчиком интервалу в 10–15 минут, неимоверно трудно.
Тянем из последних сил
Если брать масштабы региона, то всевозможные оптимизации окончательно добили остатки районных пассажирских автоколонн и транспортных предприятий. Но если в городе худо-бедно есть альтернатива в виде такси или маршрутки, в которую рано или поздно, но втиснешься, то в сельских районах дело обстоит куда более драматично. Ряд маршрутов исчез, расписание оставшихся значительно сократилось, зато цены на проезд выросли в разы.
Куда в такой ситуации деваться людям? Не у всех есть машины или добрые соседи, которые согласятся подбросить до районного или областного центра.
На свой страх и риск многие главы сельских поселений или местные фермеры, предприниматели взвалили ещё и эту заботу на себя: в определённый день они отвозят на служебной машине своих односельчан, которым позарез надо попасть в город или райцентр. Абсурд, конечно, получается полный: заниматься перевозками вместо своей прямой работы, плюс огромные риски – мало ли что может приключиться в пути. Но для многих это единственный выход из положения.
Бесспорно, надёжная транспортная доступность решает многое, и не случайно именно автобусное сообщение является одним из основных факторов развития села.
Руднянский муниципальный район – единичный пример того, как власть до последнего тянет на своих плечах общественный транспорт, не давая прервать сообщение с отдалёнными хуторами и сёлами.
– Это очень затратное дело, но мы стараемся сохранить маршруты для людей, – говорит руководитель муниципального казённого учреждения хозяйственно-эксплуатационной службы района Вадим Загорский. – Их осталось всего три, но они построены так, что соединяют множество населённых пунктов, и желающие всегда могут добраться до райцентра. Для бюджета это очень дорогое удовольствие – большой расход средств идёт на техобслуживание, зарплаты водителям. Ради экономии мы отказались от прожорливых пазиков, пассажиров перевозят бывшие школьные автобусы на базе «газели». О стабильной выручке и речи быть не может – сегодня едет один человек, послезавтра – трое, на выходные людей побольше. Что-либо планировать просто невозможно, но пока хватит сил и средств, будем людей возить.
Под пиратским чёрным флагом
На снижение пассажиропотока жалуются и официальные перевозчики, владельцы микроавтобусов.
– Люди стали меньше ездить, – сетует владелица маршрута Старая Полтавка – Волгоград Раиса Отавова. – Раньше у нас курсировали восемь микроавтобусов, сейчас всего четыре. Идёт жёсткая борьба за пассажиров. Суть в том, что водители-частники, объединившись в группу, демпингуют цены, устанавливая стоимость проезда на 100–200 руб. дешевле, чем у нас. Кидают клич в соцсетях, по знакомым и соседям, кому надо в город, и в условленное время трогаются в путь. В день на Волгоград отправляется чуть ли не десяток таких «серых», или пиратских, маршрутов. Разумеется, никаких билетов и страховок, в отличие от нас, у них нет, все риски несут сами пассажиры. «Пираты» не платят налоги, не тратят средства на зарплату и техобслуживание, у них категория «В», которая делает их невидимыми для контролирующих органов. Ну а мы работаем абсолютно прозрачно, обслуживая не только экономически выгодные маршруты, но и полученные в нагрузку два дотационных. Мы понимаем, что людям надо ездить, выполняем взятые на себя обязательства, но с каждым годом работать всё сложнее, цены растут, в отличие от доходов.
Волга может нас спасти
Между тем в самом расположении Волгограда таится огромный потенциал, грамотное развитие которого может ощутимо снизить транспортную напряжённость. Это Волга, которая на протяжении десятилетий обеспечивала надёжным водным транспортом не только пригород Волгограда, но и позволяла максимально быстро добраться до Николаевки и Камышина. Горожане старшего возраста ещё помнят, какими комфортными были скоростные суда на подводных крыльях и воздушной подушке «Ракета», «Заря», «Метеор». Регулярное сообщение связывало речпорт Волгограда с Волжским, Киляковкой, Покровкой, Рыборазводом, Лебяжьей Поляной и позволяло безо всяких пробок добраться до места.
Кто знает, может быть, существующая в нашем городе транспортная ситуация поспособствует развитию водного транспорта, что, безусловно, повысит комфорт перевозок и облегчит жизнь волгоградцев.
Мнение эксперта
Председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба Народного фронта Армен Оганесян:
– Патовая ситуация в городе с общественным транспортом возникла из-за долгого отсутствия системного подхода к решению транспортных проблем и тянулась год за годом. Никто не несёт ответственность за качество работ, за срыв сроков. Когда власти обещали отремонтировать скоростной трамвай? Судя по нынешнему темпу работ, увидим мы его нескоро, а если не хватает людей, то зачем надо было ломать трамвайные линии на Краснознаменской и Голубинской улицах? Всё это глубочайший непрофессионализм управленцев, а попросту говоря, разгильдяйство. Я не знаю, что ещё должно произойти в нашем городе, чтобы власть вспомнила о людях, которые в нём вынуждены жить.
Волгоград остро нуждается в грамотной транспортной схеме, но для этого нужны профессионалы, которых у нас нет. Даже профильный вуз перестал выпускать специалистов в связи с невостребованностью их профильными структурами. Надо вернуть прошлые традиции – целевое обучение молодых специалистов и их последующее трудоустройство. Пока же остаётся только мечтать о том, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Официально
По информации администрации Волгограда, скоростной трамвай обещают запустить даже раньше оговорённых контрактом сроков, ждать осталось совсем немного.
– Ремонт трамвайной линии от ул. 39-й Гвардейской до ул. Землянского будет завершён в середине календарной осени, т. е. в октябре, – уточнили в мэрии. – Далее после запуска линии СТ и СТ-2 работы, не требующие остановки трамвайного движения (обустройство остановочных павильонов, соединение рельсов методом алюмотермитной сварки) будут производиться в технологические окна и ночное время.
В утренний и вечерний час пик троллейбусы № 8а, 9 и 15а двигаются с интервалом в 8–10 мин., а «десятка» и электробус – 12–15 мин. После 18 ч. на смену отработавшим троллейбусам на линию выходит такое же число машин. Любые возможные задержки на линии могут быть связаны со сложной дорожной обстановкой, в частности, с периодическими заторами и пробками на дорогах города из-за транзитных фур или частного транспорта.