Примерное время чтения: 8 минут
496

Транспорт зашёл в тупик. Передвигаться по Волгограду становится всё труднее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Нижнее Поволжье №19 11/05/2022
Отменённый в начале года автобус 20-го маршрута брал на себя немаленький пассажиропоток.
Отменённый в начале года автобус 20-го маршрута брал на себя немаленький пассажиропоток. / Виктор Яшуков / АиФ

В волгоградских маршрутках неспокойно – прямо по ходу движения в салонах собирают подписи по поводу транспортной реформы в городе и области. Требование в петиции выдвинуто важное – прекратить менять схемы движения без учёта мнения пассажиров. 

Почему решили провести такой своеобразный референдум на колёсах и как получилось, что транспортная реформа зашла в тупик, разбирался «АиФ»-НП».

Маршрутка дальше не идёт

Напомним, что один из скандалов разразился недавно – в январе 2022 г. в одночасье было изменено курсирование сразу нескольких ключевых автобусных маршрутов – №  35, 55, 77, 95, а некоторые из маршруток, проходящих через несколько районов города, в частности 3с, транспортные чиновники вознамерились и вовсе отменить.

В начале апреля угроза нависла над маршрутами № 160, 174, 123т, 159т, 83, что соединяют Волгоград с ключевыми пригородными территориями и городом Волжским. В общей сложности здесь проживает более 400 тыс. человек.

По замыслу транспортных чиновников, пассажиров этих маршрутов на въезде в Волгоград должны были высаживать, чтобы они пересаживались на городской транспорт. То, что людям пришлось бы тратить дополнительное время, деньги и силы, никого не волновало. Только после масштабного возмущения горожан приговорённые к урезанию маршруты оставили в существующих границах ещё на год. 

Тем временем тот самый сбор подписей, о котором мы упоминали, организовали пассажиры маршруток № 83, 160, 174 и 260. В коллективной петиции к городским и региональным властям они требуют прекратить дальнейшие необдуманные транспортные реформы.

– Перед тем как затевать преобразования в сфере пассажирских перевозок, необходимо проводить общественную экспертизу проекта решений, – объясняет суть инициативы организатор сбора подписей, общественный активист Дмитрий Стрельников. – Нужен и механизм отмены таких решений или их пересмотра, если они ухудшают положение горожан. В последние годы прошла целая волна сокращений удобных для жителей Волгоградской агломерации маршрутов. Чаще всего их режут пополам или убирают, вынуждая людей ездить с пересадками. А значит, платить за проезд больше и добираться дольше. Хватит решать нашу судьбу без нас, нарушая интересы сотен тысяч пассажиров!

В обсуждении важных решений должны участвовать три стороны – власти, жители и транспортный бизнес, убеждён Стрельников. При этом мнение рядовых пассажиров должно быть определяющим, а не второстепенным. 

А дальше – три километра пешком?

Справедливости ради отметим, что в общероссийских транспортных рейтингах Волгоград занимает неплохие позиции. Эксперты отмечают, что в городе на Волге развито автобусное сообщение, сохранён электротранспорт, да ещё действует скоростной трамвай. Это действительно так, но почему же тогда так недовольны жители?

По словам Дмитрия Стрельникова, причина опять же в том, что меняют маршруты не в интересах пассажиров.

«Раньше район Второй Продольной (улицы Ерёменко и Ополченскую) в северной части города связывало с центром множество маршрутов: № 15с, 2с, 1с и т. д, – продолжает Дмитрий. – Сейчас вместо них из центра курсирует лишь троллейбус «девятка», даже автобус повышенной вместимости № 20 в этом году отменили. Пассажиры в ту часть города добираются в переполненных троллейбусах или на маршрутке 3с, в которую также не сесть. Но пару месяцев назад и над ней нависала угроза отмены! Ко мне постоянно обращаются инвалиды из той части города, им теперь трудно добираться до центра на общественном транспорте».

И таких болевых транспортных точек в миллионном городе масса. 

«У меня четверо детей, мы живём в Жилгородке на Толбухина, – говорит читательница «АиФ»-НП», волгоградка Любовь (фамилию просила не указывать. – Авт.). – Мы теперь не можем добраться без пересадок до пл. Ленина, 7-й Гвардейской. А у детей там секции, занятия в художественной школе. Раньше были маршрутки № 10а, 46с. Теперь 46-я с ходит только в дачный сезон, она переполнена, а автобус № 65а идёт только до Комсомольской. А вы попробуйте с четырьмя детьми проехаться вот так с пересадкой! В такси с таким количеством детей не берут, остаётся только личный транспорт. И что же это за реформа в интересах пассажиров?!» 

«Мы, жители посёлков Гумрак и Аэрофлот, устали от экспериментов чиновников, – возмущена волгоградка Елена Голенева. – В часы пик или вечером в основную часть Дзержинского района и в центр города автобусы идут переполненными, а маршрутки то отменяли, то меняли им график движения. У меня родственники живут в микрорайоне Комарово, что в Советском районе – там вообще вечером только такси вызывай, иначе не уехать». 

Своё видение происходящих «реформ» имеют и предприниматели-перевозчики.

«Хотя город растянут на десятки километров, руководство Волгограда всегда было против транзитного транспорта, – считает представитель перевозчика маршрута № 260 Александр Паньков. – Чиновники неоднократно пытались создать какие-то пересадочные узлы на подъездах к городу, чтобы ограничить движение пригородного транспорта. Но так как денег, чтобы воплотить всё это в жизнь, нет, они решили просто переименовать обычные остановки в эти «пересадочные узлы». Если по некоторым пригородным маршрутам есть альтернативы в виде муниципального транспорта, но, например, по нашему маршруту № 260 их нет. Если люди едут из Волжского на обследование в кардиоцентр или беременные – в перинатальный центр, им придётся доезжать до Тракторного, пересаживаться на автобус, ехать дальше до ВолГУ…  а дальше как? Три километра пешком идти?»

«Интересная ситуация сложилась и с Привокзальной площадью в центре города-героя, – считает эксперт по транспорту Виктор Коваль. – Ещё во времена бывшего СССР оттуда курсировали автобусы и троллейбусы в десятки мест, включая пригородные посёлки, а также южные районы города – в Советский, Кировский, Красноармейский районы. Сегодня роль ж/д транспорта будет только возрастать. Сама жизнь диктует необходимость формирования на Привокзальной площади ТПУ, куда пассажиры могли бы подъезжать из отдалённых мест города, из пригорода с крупногабаритной кладью. Но ничего подобного пока там нет. Ни узла, ни удобств для высадки-пересадки людей». 

Между тем сбор голосов за новый подход к транспортной реформе в Волгограде и области продолжается. Как сообщили «АиФ»-НП» организаторы, уже свыше 4,5 тыс. пассажиров поставили подписи под петицией.  

Ближе к июню, когда подписей наберётся примерно 10 тысяч, документ передадут в облтранс. Прислушаются ли чиновники к гласу народа – узнаем в ближайшие месяцы. 


ЗА

Замглавы департамента городского хозяйства Волгограда Сергей Комлев: «Мы не считаем целесообразным в нашем линейном городе иметь маршруты огромной протяжённости, которые по два-три раза сменяют салон. Это затрудняет логистику и управление общественным транспортом. Дублировать маршруты и создавать нездоровую конкуренцию на одних и тех же линиях между автобусами и троллейбусами также нецелесообразно. Поэтому с появлением новых троллейбусов с автономным ходом решено изменить некоторые автобусные маршруты. Кроме того, в 2024–2025 годах возможно появление в Волгограде новых троллейбусных маршрутов и электробусов в южных районах города, что улучшит их транспортную доступность».

ПРОТИВ

Активист Алексей Ульянов: «С самого начала новая транспортная схема Волгограда предполагала создание ТПУ (транспортно-пересадочных узлов). Должен был появиться ТПУ в центре Волгограда, в районе автовокзала – даже публиковали большой и красивый проект.  Узлы  думали создать и в других частях города, и на Спартановке, и в Красноармейском районе – их там тоже нет, хотя прошли годы после того, как намерение озвучили. Казалось бы, в ситуации, когда не созданы ключевые условия построения транспортной схемы на новой основе, зачем ставить телегу впереди лошади? Но власти продолжают создавать схему, где перевозкой пассажиров по Волгограду занимаются автобусы большой вместимости, а маршрутки превращаются в своеобразный транспорт-изгой».

Глас народа. Жительница Волгограда Марина Бессонова: «2 мая мы возвращались со своих дач в Калачёвском районе поездом № 6615 Суровикино – Волгоград. В единственном (!) вагоне мест хватило не всем – некоторые смогли втиснуться лишь в тамбур. В духоте, стоя в позе «зю», пенсионеры с тяпками и граблями в руках провели полтора часа! В основном это были пожилые люди. О какой социальной дистанции может идти речь и, главное, о какой заботе о комфорте, здоровье пассажиров? Когда мы пытались выяснить, почему на маршрут железнодорожники выпускают в праздники, да ещё в дачный сезон, один-единственный вагон, проводница сказала о каких-то сложных финансовых отношениях с организатором перевозок – администрацией области. Мол, из-за этого количество вагонов в составе строго ограничено. Но к чему нам такая информация, ведь мы хотим всего лишь ездить к своим шести соткам в человеческих условиях, а не как в скотовозке!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах