Вопрос передачи электротранспорта Волгограда частнику решен окончательно и бесповоротно. Имущественный комплекс выставлен на торги с тем, чтобы с его победителем заключить концессионное соглашения сроком на 25 лет. Прием заявок стартовал. Чем объясняет мэрия такой шаг и что ждет волгоградцев, выяснял vlg.aif.ru.
Почему концессии?
В администрации Волгограда поясняют: включить Волгоградскую область в число пилотных регионов страны, где планируется комплексно развивать общественный наземный электро- и автотранспорт – решение правительственной комиссии. В списке также Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская и Ярославская области.
Вариант концессии выбран потому, что такой вариант муниципально-частного партнерства позволяет оставить в собственности муниципалитета все имущество, в том числе и реконструированное, и вновь созданное в рамках концессионного соглашения. Оно останется в собственности города и в том случае, если муниципалитет остановит действие соглашения – а право сделать это в любой момент за ним остается по условиям планируемого соглашения.
«При этом, тарифы на весь городской общественный транспорт по-прежнему будет регулировать муниципалитет, концессионер не сможет диктовать в этом вопросе свои условия», – подчеркивают в мэрии.
Ложку дегтя добавил однако спикер Госдумы Вячеслав Володин. На больших парламентских слушаниях, где обсуждалось состояние электротранспорта в стране, он заметил: в год из бюджета Волгограда в качестве компенсации за сдерживание роста тарифов концессионеру придется отдавать около 2 млрд рублей.
Выкладки спикера опроверг замруководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев. Он заметил, что на покрытие выпадающих доходов на электротранспорт в условиях его убыточной работы из бюджета города и раньше тратили 500–550 млн рублей в год. И с приходом концессионера сумма не увеличится.
Кто прав, покажет время.
Кто инвестор?
Концессионер уже известен, хотя в мэрии его и называют «потенциальным». В этом качестве рассматривают АО «ЭлетроТранспорт Плюс», 100%-ную «дочку» АО «Волгоградоблэлектро». Судя по данным, которые имеются в открытом доступе, 85% в уставном капитале «ВОЭ» принадлежит Волгоградской области. Правда, данные эти опубликованы по состоянию на 2020 год.
Городские власти находят в этом сплошные плюсы. С одной стороны, трамвайная инфраструктура передается в оперативное управление от муниципального предприятия в государственное. С другой – формально будут соблюдены условия госпрограммы финансирования. Отдельно оговаривается – предметом концессионного соглашения является исключительно трамвайное хозяйство. Обеспечивать работу троллейбусного парка и соответствующей инфраструктуры по-прежнему будет МУП «Метроэлектротранс».
В инвестпроект по реконструкции инфраструктуры и обновлению подвижного состава трамвайного парка будет вложено около 12 млрд рублей. Откуда у предприятия с госучастием такие средства? По данным companies.rbc.ru, выручка АО «ВОЭ» на конец 2021 года составила 4 млрд 232 млн 848 тыс. рублей, валовая прибыль – 836 млн 763 тыс. рублей.
Что будем иметь?
Чиновники перечисляют – за первые пять лет концессионеру предстоит:
- приобрести 62 современных трамвайных вагона;
- продлить линию скоростного трамвая от остановки «ВгТЗ» в Тракторозаводском районе;
- капитально отремонтировать и реконструировать другие нуждающиеся в этом трамвайные пути;
- завершить реконструкцию наземной части линии скоростного трамвая от улицы Землянского до площади Титова.
С последним пунктом понятно – эта часть пути метротрама была построена в 1986 году и за 36 лет ни разу капитально не ремонтировалась. Здесь по сути предстоит новое строительство, которое обещают провести с использованием современных материалов и технологий. Реконструировать будут и тяговые подстанции, и питающие линии, и прочую инфраструктуру.
Что касается двух предыдущих пунктов, здесь не все до конца ясно. Кто, например, будет определять нуждаемость в ремонте трамвайных путей? И до какой конечной точки продлится линия СТ на севере Волгограда? Ясно одно – до остановки «Обувная фабрика», как предлагали депутат облдумы, метротрам не протянут.
Что скажут Бастрыкину?
Мэрия настаивает, что комплексное развитие городского электротранспорта широко обсуждалось с общественностью. Так, члены общественной палаты приглашали к себе ветеранов отрасли и экспертов. И приглашенные положительно оценили проект муниципально-частного партнерства.
Однако поддержали его не все. Инициативная группа жителей областного центра направила заявления Генпрокурору и председателю Госдумы, в которых отмечено, что, по опыту других городов, передача общественного транспорта в частные руки нередко заканчивается плачевно. Так, неясно, кто будет нести ответственность, если концессионер разрушит трамвайные линии под предлогами «оптимизации» и «убыточности».
В свою очередь часть жителей требует возбудить уголовные дела на виновников разрушения транспортной инфраструктуры Волгограда, имея в виду именно электротранспорт. По их мнению, фигурантами должны стать городские чиновники и руководители «Метроэлектротранса». Глава СКР Александр Бастрыкин поручил местным следователям разобраться. Об итогах проверки пока не сообщалось.