Примерное время чтения: 9 минут
1274

Полтора часа в давке. Что будет, если в Волгограде сократят число маршруток

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Нижнее Поволжье №13 30/03/2016 Сюжет Новая транспортная схема Волгограда
«Газели» помогают горожанам быстро добираться туда, куда общественный транспорт не ходил никогда.
«Газели» помогают горожанам быстро добираться туда, куда общественный транспорт не ходил никогда. АиФ

В последнее время представители руководства Волгограда всё чаще заявляют о том, что транспортная схема города подвергнется кардинальным изменениям, в результате которых маршрутки сократят до минимума и «выдавят» с центральных улиц города на периферию. 

Читатели спрашивают: «А как мы на работу добираться будем? Сколько же будет стоить проезд? Почему маршруткам объявили войну?». На эти вопросы мы попросили ответить Юрия Белоусова, председателя некоммерческого партнёрства «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда».    

Куда уйдут «Газели»?

Лариса Шеремет, «АиФ-Волгоград»: Юрий Николаевич, опасения волгоградцев очевидны. Маршрутки давно и прочно вписались в «кровеносную» транспортную сеть города. Так правда ли то, что их собираются сократить или это всего лишь слухи о грядущей «зачистке» маршруток?  

Юрий Белоусов: Я недавно провёл общее собрание перевозчиков. Насчитал в городе порядка сорока индивидуальных предпринимателей, юрлиц, кто в реестре зарегистрирован. В одно время в одном месте нам удалось собрать больше 80% работающих в Волгограде перевозчиков и обсудить наболевшие вопросы и перспективы выживания. Я честно всех предупредил, что будущее маршрутчиков на самом деле ждёт плохое. В качестве доказательства продемонстрировал предпринимателям, как я их называю, «весёлые картинки». Это один из последних вариантов комплексной транспортной схемы (КТС) Волгограда: с яркими красочными фотографиями, как на Первое мая. Салют с фейерверком, да и только, такая красотища! Так вот, в рамках этой КТС чётко прописано, что власть планирует из 102 действующих на сегодняшний день маршрутов сократить 61 и оставить всего 35 коммерческих маршрутов, которые будут обслуживаться порядка 500 автобусами малой и средней вместимости. То есть получается, что только иномарками 18-местными либо автобусами типа ПАЗ. А «газели», как транспорт особо малой вместимости, по терминологии чиновников, будут объявлены вне закона. В городе всю сеть общественного транспорта планируется поделить на основную и вспомогательную: муниципальный транспорт будет курсировать по главным автомагистралям Волгограда, а маршрутки будут «шнырять» по периферийным закоулкам и подвозить пассажиров к остановкам муниципального транспорта. Вспомогательная маршрутная сеть - это по пять - шесть маршрутов в каждом районе. Но и то не везде их будет столько. Например, в Дзержинском районе предполагается оставить всего один вспомогательный маршрут: от Жилгородка до Спартановки.  

- А сколько сегодня курсирует маршруток по городу? 

- По данным мониторинга администрации Волгограда, - 2258 машин на 102 маршрутах. Если подсчитать, сколько городскими властями планируется оставить маршрутов и количество единиц транспорта, то получается, что от имеющейся сети останется лишь 25 процентов. Но я хочу подчеркнуть, что это не свершившийся факт, а пока только планы мэрии. На моей памяти это третья или четвёртая версия комплексной транспортной схемы. Но во всех предыдущих версиях была именно такая концепция. В мэрии уже подсчитали, что такое перенаправление пассажирских потоков с маршруток на муниципальные автобусы позволит «зарабатывать» этому общественному транспорту порядка 4,5 млн рублей в день, приблизительно 130 млн рублей в месяц. 

Рынок переполнен

- Но чтобы эти деньги заработать, нужно вывести на маршруты муниципальные автобусы, а они у нас ещё остались? 

Досье
Юрий Белоусов. Родился в 1960 году в Волгограде. В 1982 году окончил ВолгГТУ (факультет «Автомобиль и автомобильное хозяйство») по специальности инженер-механик. Служил офицером в армии, занимался коммерцией. Последние 11 лет руководит общественной организацией «Ассоциация пассажирских атотранспортников Волгограда».

- На сегодняшний день в Волгограде 87 автобусов. Городские власти планируют пополнить автопарк до 377. В масштабах нашего города, даже с учётом этих цифр, это капля в море. Но ходят упорные слухи о том, что в Волгоград готов прийти крупный питерский перевозчик. Если это действительно так, то многое становится понятным. Ни один здравомыслящий коммерсант, серьёзный инвестор не станет входить в рынок, перенасыщенный конкурентами. А волгоградский рынок сегодня именно таков. Провести «зачистку» рынка пассажирских перевозок (убрать маршрутки) - и мы повысим привлекательность для инвестора. К слову, мне стало известно из достоверных источников, что эта питерская компания для начала свой интерес просчитала, исходя из стоимости проезда в муниципальном транспорте на уровне 30 рублей. И это, подчёркиваю, цена за проезд в муниципальном автобусе, где хоть за весь маршрут, хоть за одну остановку платится фиксированная сумма. Но говорят, что питерцам и эта цена показалась низкой. Они просчитывают свои риски по стоимости 60 рублей за поездку. Вся возня, которая сегодня ведётся вокруг уничтожения маршруток под лозунгами «Всё для блага людей!», очень напоминает завуалированный передел рынка пассажирских перевозок.

- Маршрутки считались дорогим видом транспорта. По мере насыщения транспортной сети коммерческими маршрутами цены стабилизировались.

- Сегодня жёсткая конкуренция не позволяет им расти. Задрать цену за проезд означает потерять пассажиров. Когда на рынке работают сорок перевозчиков, сговор по увеличению стоимости проезда исключается. Они никогда не договорятся. А вот если в городе будут доминировать один - два - три крупных перевозчика, такая монополизация может привести к тому, что они придут к соглашению, им легче будет договориться о повышении цены за проезд в общественном транспорте.

- Фотография в соцсетях главы Волгограда в общественном транспорте произвела фурор: «В троллейбусе, как обычный пассажир!». Но эти эпизоды не более чем популистская акция. Читатели предлагают лишить чиновников на месяц личного авто. 

- Я 9 мая решил в арбитражный суд поехать на автобусе №2. Я живу в Кировском районе. Вспомнил молодость, как учился в нашем «политехе» и этим маршрутом ездил на лекции. Ничего не изменилось, народу набилось, как сельди в бочке, и наш «столыпинский вагон», скрипя на ходу, тронулся. В затылок мне дышал мужчина, который, судя по «выхлопу», хорошо попраздновал накануне. В этом кошмаре я ехал почти полтора часа. В то время как на маршрутке, сидя, я добрался бы за 45 минут. Это «лёгкий штрих» к тому, к чему нас готовят. добрался бы за 45 минут как максимум. Это лёгкий штрих к тому, к чему нас готовят. Неудивительно, что молодёжь сейчас в муниципальные  автобусы не загонишь. Он сел в маршрутку, надел наушники и со скоростью легкового автомобиля летит до пункта назначения. Молодые люди готовы стоять, мёрзнуть на остановке, злится, что в час пик маршрутки идут переполненные и не останавливаются, но в общественный транспорт при этом не садятся. Сегодня маршрутки пассажиров забирают из любого закутка, где общественного транспорта и в помине не было. Власти маршрутчикам ставят это в укор. Чиновникам невдомёк, что это суперкачественная услуга. Мы совсем не против, чтобы по Волгограду курсировали большие современные суперкомфортабельные автолайнеры. Но мы за здоровую конкуренцию на рынке пассажирских перевозок. Пусть появятся как альтернатива маршруткам. И пусть народ сам выбирает, что им больше по душе.

В любую точку 

- Много нареканий на изношенность автотранспорта, высокую аварийность маршруток… 

- Вы верите в то, что, убрав маршрутки с улиц Волгограда, мы решим проблему пробок? Эту задачу нужно решать комплексно: строить автотранспортные кольцевые развязки,  расширять проезжую часть. Власти не могут остановочные пункты заездными карманами оборудовать. На миллионный город их единицы. Дорога узкая, остановился микроавтобус у бордюра проезжей части, и пока старушки не вышли, образовывается затор. Нужен комплекс мер, а не эксперименты над жителями: тут сделаем одностороннее движение, здесь поворот отменим, давайте уберём пешеходный переход… А комплексная работа по оздоровлению ситуации. А все эти эпизодические попытки ликвидировать пробки вызывают ещё большие заторы в городе и массу недовольства и водителей, и пешеходов. Что касается жуткой аварийности маршруток, это миф. Я вёл статистику. В среднем за год в Волгоградской области случается порядка 30 тяжёлых ДТП с участием маршруток. Это от полутора до двух процентов от общего количества тяжёлых ДТП. При этом не всегда говорится, виновен ли маршрутчик.

Что касается обновления автопарка маршруток, то можно ли о нём вести речь, когда частных перевозчиков приучают к мысли, что их дни сочтены. Им открыто говорят: «Нам всё равно, куда вы денете свои микроавтобусы, нам плевать на ваши кредиты на транспорт, на судьбу ваших водителей и их семьи. Вы всем поперёк горла стоите».  За 11 лет, что я являюсь председателем ассоциации, никто из представителей власти ни разу не сказал спасибо частным перевозчикам за работу, которая позволяла людям добираться в любую точку Волгограда. Мы не знаем, что будет в городе с перевозками завтра, но прогнозы малоутешительные.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах