На прошлой неделе в Волгограде сотрудники ГИБДД в очередной раз проверили состояние городских маршруток. За 2 часа они зафиксировали 74 нарушения! Горожан возят на старых и ржавых «Газелях», нарушая правила дорожного движения. Причём это не является откровением ни для инспекторов ГИБДД, ни для маршрутчиков, ни для пассажиров.
Как реанимировать систему частных пассажирских перевозок? И возможно ли, чтобы довольны остались все стороны? Своё мнение высказал Юрий Белоусов, директор и председатель правления НП «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда».
Нарушенные обязательства
- На ваш взгляд, 74 нарушения за пару часов рейда - это типично для нашего города?
- Я скажу - неудивительно. Особенно, если нарекания касаются состояния автопарка. Большая часть маршруток Волгограда находится в безобразном состоянии. Усугубляют это плохие дороги, которые калечат и без того разбитые авто. Многим маршруткам больше 5 лет. Это очень много.
- А разве не перевозчики должны следить за состоянием машин и быть заинтересованы в их исправности?
- Разумеется. Этот вид деятельности является лицензированным. Перевозчик обязан выпускать на линию только технически исправные машины, обеспечивать проверку техсостояния транспорта и медосмотр водителей, заключив договор с медучреждением или организовав собственный медкабинет. Всё это реально, ничего сверхъестественного в требованиях закона нет. Но вот на практике всё иначе. У некоторых перевозчиков работают до ста машин. Если механик потратит на беглый осмотр одной маршрутки хотя бы три минуты, то для полного осмотра всего автопарка необходимо пять часов! Поэтому ради экономии времени своими обязательствами некоторые перевозчики пренебрегают.
Кстати, на муниципальном общественном транспорте дела обстоят не лучше. Осмотр автобусов и маршруток часто проходит формально и у муниципалов, и у частников. Это было и в советские времена. В 1983 году я работал инженером-механиком на одной из автобаз города. В день на линию выходили сотни грузовиков. Каждый осмотри, подпиши путёвку - тоже не успевали. Но механики могли рассчитывать на водителей. Те в конце рабочего дня отчитывались о неполадках. Теперь водителям плевать, на чём они ездят. Особенно если маршрутка - не их собственность. Значит, о неисправностях можно не сообщать. Если машина не выйдет в рейс, водитель потеряет деньги.
Выгодно - невыгодно
- Несколько лет назад пытались решить проблему внешнего облика водителей. Хотели нарядить в единую форму. И красиво, и дисциплинирует. Но идея, видимо, так и осталась идеей?
- Да, ведь платить из своего кармана за униформу не хотят ни владельцы бизнеса, ни наёмные маршрутчики. Но дело не только во внешнем виде. В Волгограде сложился дефицит квалифицированных водительских кадров. Перевозчики берут любого с правами категории «D» и справкой о состоянии здоровья, которая, кстати, не гарантирует, что перед вами не алкоголик или наркоман.
Что должен делать добросовестный перевозчик? Для начала позвонить бывшему работодателю и получить сведения о водителе. Если есть нарекания, если маршрутчик имеет множество штрафов от ГИБДД, попадал в аварии, скандалил с пассажирами и, не дай бог, попался на употреблении запрещённых препаратов - ему путь заказан.
Но наши перевозчики по большей части не такие разборчивые. Берут всех. Главное, чтобы «газели» не простаивали, доход приносили. Что делать пассажирам? Жаловаться на любые нарушения владельцу маршрута, в городское ГИБДД, Управление автодорнадзора. Но в целом, считаю, перестроить в городских масштабах кадровую политику перевозчиков просто нереально. Остаётся надежда на совесть.
- О деньгах. Пассажиры жалуются, что проезд становится всё дороже. Маршрутчики жалуются на низкий заработок и просят изменить тарифы…
- Обе стороны можно понять. Но давайте для примера возьмём маршрут № 40: из Красноармейского района до Тракторозаводского. Его протяжённость - порядка 50 км. На своём автомобиле вы потратите на преодоление этого же расстояния примерно 4 литра бензина. Это около 130 рублей в одну сторону. А поездка на маршрутке обойдётся в 28 рублей. Так что всё относительно.
Заработать можно только в том случае, если будешь пахать на износ. Поэтому водители работают больше 8 часов в сутки и готовы драться за каждую копейку. В некоторых странах проблему решают с помощью государственных дотаций. Ведь пассажирские перевозки - это социально ориентированная услуга. Человек на своём транспорте возит людей по ценам, установленным государством. А цены, как правило, всегда чуть ниже себестоимости. И дотации восполняют эту разницу.
Никаким дотаций нашим маршрутчикам не обещали и не обещают. Хотя в других регионах России бюджет компенсирует хотя бы проезд для льготников. У нас этого нет. Более того, я уверен, что нам не избежать очередной волны подорожания. Минимальный порог оплаты может вырасти с 12 до 15 рублей. Властям нужно всерьёз задуматься над реформами. Ведь способы сделать этот бизнес выгодным и удобным для всех есть. Но пока внимания к частникам мало. Поэтому мало и порядка.