За ситуацией в хуторах Ямы и Тумак Клетского сельского поселения Среднеахтубинского района «АиФ»-Нижнее Поволжье» следит с 2024 г. Жители просят власти построить современную дорогу, но пока проблема не решается.
Не проедешь, не пройдёшь
Эта борьба продолжается уже 10 лет, но в декабре 2024 г. она обрела новый импульс: к жителям присоединился участник СВО Эдуард Соломонов. К слову, в хуторе Ямы проживает 548 человек, из них 10 — участников СВО, 7 — участников боевых действий и 9 — ветеранов труда.
Многие находят работу в Волгограде, но возникает вопрос: как добираться в город, особенно в непогоду? Общественный транспорт ходит не всегда, в распутицу водители отказываются выезжать — запросто можно завязнуть. Да и рисковать техникой на такой дороге никто не хочет. Между тем дорога для жителей хуторов Ямы и Тумак — это вопрос жизнеобеспечения. По грунтовке часто невозможно проехать экстренным службам.
Эдуард Соломонов в декабре 2024 г. обратился за помощью в волгоградский комитет защиты ветеранов военной службы и других силовых структур.
В свою очередь его председатель Владимир Дубачёв передавал вопрос на прямую линию президента Владимира Путина. Активные жители хутора поддержали это обращение и создали инициативную группу.
В феврале 2025 г. Эдуарда Соломонова пригласили на беседу в областной комитет транспорта и дорожного хозяйства, где пообещали провести выездное заседание комиссии по больному для хуторян вопросу. Также было решено начать готовить документацию по строительству дороги. Работы были запланированы на весну после распутицы, но свелись они к тому, что дорогу засыпали щебёнкой. Жителей это возмутило — они рассчитывали на другое.
Испытано на себе
Журналист «АиФ»-Нижнее Поволжье» решил на себе испытать, как можно добраться в хутор Ямы, и отправился туда на маршрутке № 152. Действительно, от хутора Тумак начинается полоса препятствий. Под колёсами меловая щебёнка, вокруг пыль столбом. Качает сильно, машина подпрыгивает, и к тому же камни вылетают с дороги, бьют в стёкла, попадают в салон. Если здесь и передвигаться, то точно не на легковом транспорте и не маршрутках.
Сейчас вопрос строительства дороги перешёл в судебную плоскость. Так, в официальном ответе Эдуарду Соломонову чиновники профильного комитета сообщили, что строительство автомобильной дороги Клетский — Тумак — Ямы не входит в перечень первоочередных проблемных вопросов, требующих безотлагательного решения. В план-задание на 2025 г. была включена только отсыпка щебнем и выравнивание дороги.
Однако Среднеахтубинский районный суд в своём решении от 13 февраля 2025 г. обязал комитет транспорта и дорожного хозяйства привести дорогу Тумак — Ямы в надлежащее состояние.
Но на строительство асфальтированной дороги требуется 20 млн руб., которых нет в бюджете.
Вероятно, что решать вопрос всё равно придётся. Как рассказал редакции общественник из города Краснослободска Александр Глухов, в конце июня 2025 г. Волгоградский облсуд установил, что на протяжении всей автомобильной дороги Клетский — Тумак — Ямы имеются провалы, трещины, неровности и т. д. А щебёночное покрытие — это нарушение Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные и улицы».
В итоге судебная коллегия обязала областной комитет транспорта и дорожного хозяйства в течение 18 месяцев привести участок автомобильной дороги от центральной трассы до хутора Ямы в порядок.
Полтора года — срок немалый, и, похоже, до холодов текущего года давнюю проблему жителей хутора не решат.
Несколько ослабли и позиции жителей — Эдуард Соломонов вновь ушёл на СВО и пока числится пропавшим без вести. Но хуторяне твёрдо намерены добиться исполнения решения суда. Редакция продолжит следить за развитием событий.