Защита полезных растений от сорняков, вредителей, болезней наземной и авиационной техникой – важная составляющая процесса выращивания сельхозкультур. От качества проведения защитных работ напрямую зависят объём и качество собираемого урожая, а значит – продовольственная безопасность и независимость страны.
Вся сила в капле. Малообъёмной
Применение авиации в защите растений имеет ряд несомненных преимуществ перед наземной техникой. По данным Минсельхоза России, 44 региона страны высказались за применение в сельском хозяйстве сверхлёгкой авиации.
Однако широкому внедрению наиболее перспективных сверхлёгких воздушных судов (СВС) и агродронов в АПК мешает несовершенство нормативного регулирования применения пестицидов.
В мае 2025 г. на коллегии Минсельхоза РФ министр сельского хозяйства Оксана Лут сообщила, что отечественные агродроны в настоящее время уже активно тестируются на сельхозпредприятиях. В рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в ближайшее время должно быть налажено их массовое применение. По прогнозу министра, агродроны будут представлять собой новую подотрасль. Но с чем им предстоит столкнуться?
По мнению эксперта по применению технологии ММО, кандидата технических наук Михаила Кисиля, Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации (далее – Каталог пестицидов), по-прежнему, как и 50 лет назад, диктует применение препаратов в основном с нормами расхода рабочей жидкости 150–300 л/га и выше, а при авиаобработках – 25–100 л/га. В реальном же сельхозпроизводстве наземная техника уже давно работает с нормами рабочей жидкости 15–100 л/га, авиационная – 3–4 л/га. И только с такой нормой расхода смогут эффективно работать агродроны.
В связи с этим Научно-производственная компания «ПАНХ» (г. Краснодар), участник системы государственной регистрации пестицидов для авиационного применения, уже давно заявляла о необходимости совершенствования государственного регулирования применения пестицидов.
При этом отмечалось, что (цитируем письмо НПК «ПАНХ» в Минсельхоз РФ) «основные процедуры государственной регистрации и разработки регламентов авиационного применения пестицидов в настоящее время фактически «законсервировали» состояние в этой области на середине 90-х годов прошлого века производство авиационно-химических работ (АХР) исключительно «тяжёлыми» самолётами Ан-2 и вертолётами Ми-2 и Ка-26… и не отражают реальные изменения в техническом и технологическом обеспечении АХР».
Сегодня во многих регионах России всё большее применение получает авиационный способ обработки полей, в основу которого заложен принцип монодисперсного ультрамалообъёмного опрыскивания (ММО).
Перспективная технология ММО позволяет многократно снизить расходы на производство продовольствия в России. Многолетние исследования специалистов ВНИИ фитопатологии, ВИЗР, проведённые в период с 1970-х годов и до настоящего времени, убедительно доказали, что биологическая и хозяйственная эффективность химпрепаратов определяется не нормой расхода рабочей жидкости, а техническими средствами внесения препарата.
Под крылом сверхлёгкого самолёта
По мнению Всероссийского НИИ фитопатологии, использование различного класса авиационных судов для защиты растений имеет важное народно-хозяйственное значение.
«Волгоградская область имеет более чем 25-летний опыт применения технологии УМО сверхлёгкими воздушными судами, в том числе отечественными самолётами СП-30 с сертифицированной НПК «ПАНХ» аппаратурой распределения рабочей жидкости с расходом 3–4 л/га, а также работой по саранче с нормами расхода 0,5 л/га», – отмечает руководитель Центра малой авиации Сергей Генералов.
Как отмечает эксперт, начиная с 2007 года по программе ОАО НПК «ПАНХ» апробировано практическое применение сотен препаратов, внесённых в Каталог пестицидов, по технологии ММО сверхлёгкими воздушными судами на миллионах гектаров посевных площадей.
Самолёт СП-30 был разработан и сконструирован конструкторским бюро (КБ) «Спектр-Аэро» (г. Таганрог) специально для АХР. Самолёту достаточны короткие (до 150 м) взлётно-посадочные полосы, в качестве которых могут использоваться полевые дороги.

Экономический эффект применения сверхлёгких воздушных судов достигается снижением сопутствующих затрат у хозяйств (в том числе за счёт значительного снижения количества воды, необходимой для приготовления рабочих растворов) и экономией дорогостоящих химпрепаратов.
В информационном вакууме
Как считает Сергей Генералов, востребованность СВС уже доказана миллионами гектаров защищённых посевов во всех регионах России, миллиардами рублей, вырученных за дополнительную сельхозпродукцию высокого качества. Однако ни в отчётах уважаемых ведомств, ни в большинстве СМИ нет ни слова о роли сверхлёгкой сельхозавиации в этих достижениях.
В перечне приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Российской Федерации отсутствует раздел «Применение малой (лёгкой и сверхлёгкой) авиации в сельскохозяйственном производстве».
В регионах РФ не проведён мониторинг агрохимических работ по видам работ, применяемым технологиям и техническим средствам внесения СЗР, включая авиационные. До сих пор на сайте Минсельхоза и региональных структур АПК нет официальных достоверных данных о работе сверхлёгкой авиации. Нет данных о наличии и составе авиационных мощностей по регионам РФ и потребности в них.
«Отсутствие достоверной официальной информации о современных технологиях и технических средствах, – говорит эксперт, – мешает принятию правильных управленческих решений, направленных на обеспечение технологического суверенитета АПК России, и препятствует внедрению в сельскохозяйственное производство перспективных технологий и высокопроизводительных современных машин для защиты полезных растений».
Самолёт для сельхозавиаработ должен быть недорогим, надёжным и простым в обслуживании, иметь ресурс до 10 лет и срок окупаемости 2–3 года. Однако до сих пор отсутствует государственный заказ на производство сверхлёгкого воздушного судна сельхозназначения с авиационным двигателем отечественного производства. Выпуск самолёта СП-30 фактически десятки лет держится на усилиях энтузиастов.
Как полагают представители авиационного и аграрного сообщества, действующий Каталог тормозит развитие авиационного применения агропрепаратов и пестицидов для защиты сельхозкультур современными техническими средствами – и СВС, и агродронами. Тем самым наносится ущерб продовольственной безопасности и технологической независимости России.
Обозначенные вопросы многократно прорабатывались аграриями, учёными-практиками, авиационным сообществом. В Минсельхоз России направлялись обращения. Давно пора привести содержание Каталога пестицидов в соответствие с современной практикой защитных работ и уйти от нормирования расхода рабочей жидкости при условии применения технических средств внесения, обеспечивающих распыление, близкое к монодисперсному.
Однако никаких реальных действий со стороны Минсельхоза не последовало.
К сожалению, отмечают волгоградские сельхозавиаторы, и в программе проводимого в Волгограде Всероссийского Дня поля – 2025, как и во многих других мероприятиях федерального и регионального уровней, не запланировано обсуждение вопросов внедрения современных технологий и технических средств защиты растений как составной части обеспечения продовольственной безопасности и технологической независимости России.
При этом организаторы мероприятия определили стоимость только лишь размещения самолёта СП-30 на демонстрационной площадке форума 9 на 6 м более чем 400 тыс. руб.
«При таких условиях демонстрировать современную авиационную технику лучше в реальных условиях, чем в рамках выставки Всероссийского дня поля – 2025», – отметили на одном из местных предприятий авиаотрасли.
Реклама. ООО «НТК»