Примерное время чтения: 7 минут
398

Урожай: защита свыше. Сельхозавиация отмечает в 2022 году своё столетие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Нижнее Поволжье №43 26/10/2022
Обработка полей с высоты 3-5 метров современной авиационной аппаратурой сводит к минимуму все экологические риски.
Обработка полей с высоты 3-5 метров современной авиационной аппаратурой сводит к минимуму все экологические риски. Объединенная федерация сверхлегкой авиации

Урожай зерновых в Волгоградской области в этом году рекордный: свыше 6,5 млн тонн. В основе этого успеха, безусловно, самоотверженный труд аграриев, но есть в том числе и заслуга малой авиации. Именно сельхозавиаторы обеспечивают надёжную защиту урожая, а, значит, и продовольственную безопасность региона. 

Тысячи часов над полями

По данным Объединённой федерации сверхлёгкой авиации России (ОФСЛА), в 2022 году на полях Волгоградской области трудилось более 50 пилотов сверхлёгкой авиации, которые провели в небе тысячи часов. Многие из них имеют опыт пилотирования боевых самолётов, в том числе реактивных Су-24, МиГ-29, Л-39, Ту-142МР, Ту-22М3, Ту-95. Это люди, горячо влюблённые в небо и в свою профессию. 

Их ювелирная работа хорошо знакома нашим аграриям. С малой авиацией активно сотрудничают такие предприятия и фермерские хозяйства, как агрохолдинг «Гелио-Пакс», ООО «Тихий Дон», ООО ПО «Степное», КФХ Риль А. А., КФХ Кузьменко А. И., ООО «Черебаевское», КФХ Скляр С. М., ООО «Дон-Агро», СПК «Староаннинский», СПК «Большинский», ОАО «Перекопское», ООО «СН-Агрис», СПК «Черенский», СПК «Хлебороб», КФХ Стекольников Е. П., КФХ Власов А. Н., ООО «Бородинское», ЗАО «Секачи», КФХ Дугин В. И., СПК «Осиновский» и многие другие.

– Хотелось бы отметить лидеров, в том числе которые обработали по 40 и более тысяч гектаров, – говорит руководитель одного из предприятий отрасли Сергей Генералов. – Это военные в прошлом лётчики Сергей Белякин, Константин Друхольский, Павел Заварзин, Алексей Федотов, пилоты сверхлёгкой авиации Владимир Дзибура, Игорь Евстафьев, Леонид Калмыков, Сергей Кравченко, Артур Хачатурян.

– Мой профессиональный путь в малую авиацию был долгим, – рассказывает о себе опытный пилот Павел Заварзин. – После увольнения в запас из рядов ВВС РФ работал 10 лет на гражданке. Потом узнал о существовании организации, которая выполняет авиаработы в сельском хозяйстве. Загорелся мечтой вернуться в авиацию. После обучения и лётных тренировок на базе предприятия приступил к производственным полётам. Мне нравится такая работа, причём она не просто напоминает мне о молодости, о небе, а является прямым логическим продолжением того отрезка моей жизни. 

– Меня иногда спрашивают знакомые и друзья, чем сложнее управлять – боевым МиГ-29 или сельхозсамолётом, – признаётся опытный пилот Константин Друхольский. – С одной стороны, сверхлёгкое летательное судно (СВС) освоить в управлении намного проще, чем боевой самолёт, но для выполнения производственных полётов на маленьком самолёте требуемые умения и опыт нарабатываются годами.

По словам пилота,  в наши дни авиаторы используют современные средства навигации, позволяющие пилотам с большой точностью выдерживать заданные параметры для обработки поля согласно полётному заданию.

Пчёлы точно будут целы

Ещё с одним опытным пилотом, Алексеем Федотовым, который также более 20 лет профессионально занимается пчеловодством, мы обсудили острую для многих тему влияния авиахимии на экологический баланс ландшафтов и на природу в целом. 

У пилота Алексея Федотова налёт в сельхозавиации более 3000 часов.
У пилота Алексея Федотова налёт в сельхозавиации более 3000 часов. Фото: Объединенная федерация сверхлегкой авиации

– Химический метод защиты растений, разумеется, изначально наносит какой-то вред экологии, но он стал основным благодаря высокой эффективности, простоте и доступности, – рассуждает пилот. – И даже в среднесрочной перспективе от него не смогут отказаться. Главное при этом – свести все экологические риски к предельному минимуму. Именно поэтому мы в своей работе применяем технологию малообъёмного монодисперсного опрыскивания (ММО) и специальную сертифицированную аппаратуру для внесения препарата. Мы работаем на высоте трёх-пяти метров над полем, обеспечиваем точечное, точно дозированное внесение препарата. Уменьшается объём препарата на единицу площади, снижается вероятность сноса химиката за пределы обрабатываемого участка. Так что вред экологии от авиахимработ, проводимых СВС, не выше, чем у наземной техники, и точно намного ниже, чем у массовых когда-то в сельском хозяйстве самолётов Ан-2, работающих на довольно больших высотах.

В СМИ, в соцсетях появляются иногда сообщения о массовой гибели пчёл на пасеках, рыбы в прудах и речках именно якобы после работы сельхозавиации, но здесь нужно не идти на поводу у поверхностных умозаключений, а каждый подобный инцидент разбирать индивидуально, вместе со специалистами-экологами. В большинстве случаев любую такую ситуацию, даже если она произошла из-за воздействия химпрепаратов, можно избежать. 

Эра агробеспилотников пока не настала?

О перспективах сельхозавиации мы поговорили не только с самими пилотами, но и признанными экспертами в этой сфере. 

– Иногда приходится слышать, что сверхлёгкая авиация – это всё же любительская или спортивная авиация, и АПК нужно в перспективе что-то похожее на Ан-2. Согласны ли с этим? – интересуемся у члена Совета Федерации от Волгоградской области, в недавнем прошлом руководителя одного из агрохозяйств области Николая Семисотова.

– Категорически не могу с таким утверждением согласиться, – говорит сенатор. – В современных условиях только применяемый в агрохимработах тип самолётов способен предоставить качественную услугу сельхозпроизводителю. Для их работы не требуется специально оборудованных аэродромов и площадок, расход воды и рабочего препарата на обработку в разы меньше, чем у предлагаемых аналогов Ан-2. При обработке полей сложной конфигурации, при наличии линий электропередач и других препятствий сверхлёгкие летательные аппараты и вовсе единственный вариант спасти посевы от сорняка, вредителя, болезней.

Что касается перспектив развития столь современной отрасли, то с недавнего времени здесь наметился явный прогресс, особенно в сфере подготовки кадров. 

– В настоящее время подготовку на пилота СВС можно пройти в открывающемся учебном авиацентре «Кача» на территории аэродрома в Средней Ахтубе, – говорит Сергей Генералов. – Сейчас идёт завершающий этап согласования и подписания документов в Росавиации. После этого будут набираться группы для теоретического и практического обучения с правом получения свидетельств пилотов СВС. Для пилотов, уже имеющих опыт управления самолётами подобного класса, будут проводиться курсы повышения квалификации.

– Каждый агросезон имеет свои особенности, и они связаны не только с погодными условиями, но  с ключевыми экономическими и политическими  событиями в стране и мире, – отмечает заместитель президента ОФСЛА РФ, мастер спорта международного класса Алексей Кобызев. – Сезон-2022 запомнился сложностями в организации использования воздушного пространства в связи с введением зоны ограничения полётов, в которую попал ряд районов Волгоградской области и других регионов РФ. Но всё же при плотном взаимодействии эксплуатантов, представителей Росавиации и Минобороны РФ были найдены решения, благодаря которым большая часть заявок на проведение авиа­работ была выполнена.

Как отмечает эксперт, сейчас на слуху у многих беспилотная авиация. Воздушные дроны доказывают свою эффективность в широком спектре их применения, но говорить, что они полностью заменят лётчиков в обозримом будущем, неправильно. 

Специфика авиаработ в сельском хозяйстве такова, что современные и проектируемые беспилотники  не имеют необходимых характеристик, позволяющих конкурировать с обычными пилотируемыми летательными аппаратами как по эффективности и скорости обработки, так и по стоимости услуги для сельхозпроизводителей. Выходит, ещё долгое время без прямого участия человека-пилота по-прежнему не обойтись.

Хотя сейчас, на пороге поздней осени агросезон завершился, но уже практически сразу, как отмечает Алексей Кобызев, начинается активная подготовка к работе в сезоне следующего года. 

– Для поддержания лётной годности необходимо выполнить регламенты технического обслуживания воздушных судов. Будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного применения сверхлёгкой авиации, в том числе при выполнении авиационно-химических работ, – отмечает эксперт. – Будет реализован комплекс мер по ускорению внедрения малообъёмных монодисперсных технологий опрыскивания для защиты полезных растений на основе многолетнего положительного опыта Волгоградской области. Эту работу мы осуществляем совместно с Волгоградским аграрным университетом, ООО НПА ПАНХ (г. Краснодар),  со столичным ВНИИ фитопатологии. Авторитетные учёные именно этого ведущего в своей области научного центра являются разработчиками этой поистине прорывной технологии.

На правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах