…Юная красавица с копной волос по пояс восседает на носу яхты, рассекающей воды канала в Питере. Такое фото украшает страничку в соцсети одной из девочек-баскетболисток, погибшей в страшной аварии 30 апреля на Ставрополье. Под фотографией восхищенные комментарии: «Ваушно!».
Она была обычной девчонкой, только очень любила баскетбол, и даже её профиль в сети украшал спортивный мяч. На свою страницу она зашла последний раз 30 апреля в 13.12. До аварии оставалось чуть больше трёх часов…
«Они вынуждены рисковать»
Сейчас на страницах погибших в ДТП девочек оставляют соболезнования пользователи со всей страны, в первую очередь такие же юные баскетболистки. Бывшие соперницы дружно признают: волгоградки были сильными спортсменками.
Эти девчонки, которые порой целыми днями не выходили из спортзала, успевали жить и обычной жизнью – одна любила петь и играть на гитаре, другой нравились романтичные фото, песни Дани Милохина и смешные мемы популярной у молодёжи «Группы Брайна!». Они едва входили в эту реку жизни – им было по 12-13 лет…
Между тем, пока регион оплакивал гибель девочек, пришла ещё одна печальная новость: 6 мая на ростовской трассе в Суровикинском районе в ДТП тяжёлые ранения получили ещё две юные волгоградские спортсменки. Девочек везли домой на машине родители с турнира по фигурному катанию. В момент написания этой статьи за жизни юных фигуристок боролись врачи.
Спортивные чиновники уже успели выступить с заявлением, что турнир был частным и отправились туда семьи по своей инициативе. Однако это заявление только подлило масла в огонь и довело до предела и без того взбудораженное сообщество.
Новая беда только подтвердила: ситуацию в детском спорте региона необходимо срочно менять. В первую очередь речь идёт о тех самых школах олимпийского резерва, таких же, как муниципальная СШОР № 2, откуда и отправились в Черкесск девочки-баскетболистки.
– То положение, в котором оказались детские спортшколы в последние годы, это, извините за выражение, полная задница, – рассказала на условиях анонимности нашему изданию прославленный волгоградский тренер. – Дают школе, например, два миллиона рублей, и это на всё, начиная от зарплаты и заканчивая питанием на соревнованиях. И крутись, как хочешь! А победы, медали, кубки от школы требуют – иначе как отчитываться? Кроме того, дети должны расти в спортивном плане: разряды получать, звания, а для этого нужны соревнования. Наконец, зарплата тренеров напрямую зависит от того, какие звания у его спортсменов. Без турниров спорт теряет смысл, ведь это же не просто секции, а школы резерва для будущих олимпиад! Не буду никого оправдывать, но директора в этой системе вынуждены рисковать, чтобы отправить детей, а родители вынуждены платить.
Ноль рублей из пяти источников
Мамы и папы рассказывают: оплата поездок на турниры, закупка формы, стартовые сборы и т. д. – всё это обходится семьям в сумму от 100–150 тыс. руб. в год. Серьёзные деньги для многих, и потому особенно неприятно читать рассуждения, что же, мол, школа № 2 и родители выбрали автомобильный транспорт, а не поезд. Да, выбрали, потому что так дорога на Ставрополье получалась в два раза дешевле, а турниров у юных спортсменов за год немало.
И услуги гаишников по сопровождению транспорта, и лицензирование его для перевозок детей, и оснащение тахографом – это всё стоит денег. А денег нет.
Всё становится предельно ясно, если обратиться к цифрам. Спорт в Волгограде регулируется базовым документом – профильной муниципальной программой, утверждённой 29 декабря 2018 г. и подписанной главой города В. В. Лихачёвым. Здесь расписаны все цели и расходы на период 2019-2024 гг.
Если обратиться к графе «Организация и проведение муниципальных официальных физических и спортивных мероприятий», то выяснится, что на весь год на эти цели выделено… 198 тыс. руб.
На те же мероприятия, только включённые в календарный план подведомственных городскому спорткомитету муниципальных учреждений (к ним относится и СШОР № 2), выделяется ноль рублей из всех пяти возможных источников финансирования.
В графе «Участие в спортивных мероприятиях, сборах» – такое же нулевое финансирование запланировано вплоть до 2024 г.
Какие ещё тут нужны комментарии?
Скованные одной цепью
Как же в таком случае выживают спортшколы? Ключевое слово здесь «выживают». В одной из прошлогодних публикаций «АиФ»-НП», посвящённой теме детского спорта, об этом рассуждал как раз один из сотрудников СШОР № 2. «С каждым годом финансирование всё меньше, требований всё больше, – рассказывал наш собеседник. – Работать очень тяжело, детский спорт в полном загоне. Выкручиваемся, как можем, и низко кланяемся в ноги родителям».
«Команда девочек, занимаемся баскетболом. Очень веселая и дружеская», – так представляли себя в сети на групповой странице воспитанницы тренера Татьяны Шахматовой, ныне задержанной следствием. В условиях, когда денег нет, а вытащить талантливых детей на спортивный олимп как-то надо, школы поневоле становятся одной большой семьёй, и за «веселые и дружеские команды» бьются руководители, тренеры и родители.
Не случайно в той трагической поездке за рулём был дядя одной из погибших девочек. Другая спортсменка, пострадавшая в аварии (на момент написания статьи она находилась в реанимации), – это дочь Татьяны Шахматовой. В этой же машине только по счастливой случайности не оказалось внучки директора школы № 2 Татьяны Астаховой – девочка также должна была отправиться на соревнования.
Судя по информации из открытых источников, таким образом юные спортсменки передвигались не впервые.
Обсуждая трагедию, пользователи соцсетей подняли и ещё два важных момента. Первый касается предполагаемого виновника ДТП, у которого за прошлый год накопилось порядка 10 штрафов за превышение скоростного режима. «Почему таких злостных нарушителей не ограничивают в правах на управление автомобилем?» – недоумевают люди.
Второй момент: каким образом автобус с 14 детьми, который не был оборудован для их перевозки, не имел лицензии и сопроводительных документов, преодолел более 500 км пути от Волгограда и, соответственно, все посты ГИББД? Получается, его ни разу не остановили и не досмотрели? «На что нацелена реформа ГИББД – на повышаемость сборов штрафов или на улучшение ситуации с безопасностью на дорогах?» – задаётся вопросом пользователь Андрей Иваненко.
Какие выводы сделают власти после случившегося – наверное, главный вопрос сейчас. Тут стоит вспомнить, что трагическое ДТП на Ставрополье – не первое в числе подобных. В 2016 г. под Ханты-Мансийском в крупной аварии погибли 11 юных спортсменов, возвращавшихся с соревнований по спортивной акробатике. Всё было очень похоже: рейс, которым следовали юные спортсмены, не согласовали должным образом, перевозка детей осуществлялась без сопровождения ГИББД.
Тогда семьи погибших получили материальную компенсацию. Виновнику аварии дали 6 лет и 9 месяцев тюрьмы, директору спортшколы – 11 месяцев исправительных работ. Но, к сожалению, получается, что выводы после той аварии сделаны не были, и подобное может происходить до сих пор…