«Жители Мира». Какие люди населяли известную улицу Сталинграда

Кандидат исторических наук и по совместительству работник Волгоградского музея изобразительных искусств имени Машкова Елена Огаркова представила первые результаты большой исследовательской части проекта «Улицы Мира» на основе воспоминаний старожилов города и прежде всего улицы Мира. Подробнее о них узнал «АиФ-Волгоград».

   
   

Славу месту приносят люди

Цель проекта – вернуть волгоградцам любовь к родному городу и желание поработать для него. В ходе исследования было проведено углубленное интервьюирование 25 старожилов улицы Мира. «Невозможно говоря об истории конкретной улицы, говорить только о ее архитектуре, потому что улица населена людьми, славу тому или иному месту, создают те люди, которые там проживали», - отмечает Елена.

Дом с двойным адресом и уникальным жильцом

Официально улица Ленина, а второй его адрес Мира, 4. В этом доме жил ветеран Великой Отечественной войны Давид Добрушин. В одной из публикаций журналист назвал его героем без звезды, поскольку он собрал всевозможные награды и ордена и за Великую отечественную войну. Добрушин был обладателем феноменального оперного таланта. В 1930-м даже защищал честь своего подразделения на конкурсе художественной самодеятельности военных округов и военных училищ, который проходил в Большом театре. Узнав, что на финальном концерте будет присутствовать Сталин, так разволновался, что вместо положенных двух песен исполнил четыре. Сталин не пришел, но за кулисы явились Ворошилов и Буденный и порекомендовали ему связать свою жизнь с оперой и оперным театром. Армии он не изменил, но продолжил петь в статусе офицера.

Его голос также помог ему встретить свою жену, военфельдшера Марию Остротенко. 8 марта Добрушин и его сослуживцы пошли поздравлять дам, и там исполнив несколько партий, он влюбил в себя весь женский коллектив. Но самая бойкая и смелая девушка пригласила его на белый танец и с тех пор, они больше не расставались.

Добрушин был очень находчивым человеком. Как-то раз в одном из боев в Сталинградской битве сложилась опасная ситуация: нужно было срочно передать донесение всем частям. Добрушин предложил передать его на осетинском языке, поскольку в каждом подразделении были земляки-осетины. Донесение быстро дошло по назначению.

«В перерыве между боями, этот человек был самым известным балагуром среди своих однополчан»,  – отмечает Елена Огаркова.

Добрушин никогда не забывал свое фронтовое братство, и после войны, будучи еще и писателем и журналистом, много рассказал о своем боевом пути. На одной и таких встреч ему как-то рассказали, что его друг, Габанидзе Арсен, считавшийся убитым жив, но беден. Во время Сталинградской битвы его взяли в плен и подвергли пыткам, требуя сообщить месторасположение штаба подразделения, но он не выдал. Его отправили на расстрел. Но он смог бежать, добираясь несколько часов до своих, раздетым через степь. После этого его следы затерялись. Добрушин нашел его в Грузии и добился, чтобы его наградили и дали ему квартиру.

   
   

Скромный офицер со славным прошлым

Сергей Бабкин, житель улицы Мира, 10, не был боевым офицером. Через год после победы в Сталинградской битве в числе первых получил награду ордена Ленина за Сталинградскую битву и медаль за оборону Сталинграда – он принимал участие в допросе фельдмаршала Паулюса в Бекетовке. Знаменит он и тем, что находился в составе небольшой делегации, которая отправилась под Москву для получения знаменитого дара короля Георга для героев Сталинграда.

Биография у Бабкина скромная и достойная. Родился до революции – в 1988 году. Рано начал зарабатывать на жизнь, помогать матери. В семье есть легенда, что мальчик был настолько толковый, что поразил на выпускном экзамене церковно-приходской школы митрополита Рязанского. Священнослужителя так потряс его ответ, что он сказал о нем: «Мал золотник да дорог».

Когда партия прекратила свое существование, дочь Бабкина Татьяна, опасаясь за здоровье своего отца, пошла в ближайший ресторан и выпросила бутылку водки. «Вот так, ночью, выпив по рюмочке и закусив борщом, они в слезах легли спать»,  - говорит Елена. Это был самый черный день его жизни.

До 75 лет продолжал работать. После того, как закончилась его партийная карьера, был директором кирпичного завода и не имел, несмотря на это, ни своего дома, ни дачного участка. Это была его принципиальная позиция. Он говорил, что главное его богатство – это его воспоминания, люди с которыми ему довелось встретиться и работать.

Бил по Рейхстагу

В доме №10 по улице Мира также жил полковник Константин Серов. Со Сталинградской битвой он не был связан – сюда он был направлен вооруженными силами и здесь же, в Сталинграде, остался жить. «Вся его жизнь военного будто иллюстрация к фильму «Офицеры». Я когда прочитала, подумала, ух ты, ну надо же, ничего не выдумано в том знаменитом фильме», - прокомментировала Елена Огаркова.

Он принимал участие в борьбе с басмачами на Туркестанском фронте и окончил военно-политическую школу, затем, перед войной оказался в ленинградском военном округе, уцелев в этих трагических годах в начале Великой Отечественной войны. Был в окружении на Ладоге, уцелел подо Ржевом. Звание Героя Советского союза он получил во время боев в Польше. В ходе отступления крупных сил противника сложилась парадоксальная военная ситуация, когда не ясно кто кого окружал – большая 339 дивизия оказалась в тылу отступающего противника. Полку Серова удалось отразить натиск двух вражеских полков.  После событий в Польше, один из первых вырывался в Берлин, где вступил в противотанковую бригаду оперативного назначения. Группа захватывала полк Гитлера и немецкую тюрьму Моабид, била прямо по Рейхстагу.

Серов считался асом форсирования рек. Его артиллеристский полк форсировал до самых подступов к Берлину.

Носили на руках

По воспоминаниям Владимира Мавродиева, автора книги «Пепел и цемент, в доме №11 по улице Мира фронтовики задавали тон и этику поведения. В этом месте проживал Александр Акимов, который танкистом прославился за освобождение и разминирование Варшавы. В этом же доме все вспоминали и семью инвалидов. Их называли дядя Вася и Лида Лобочёвы. И он, и она без рук и ног, были полны желания жить, и были уважаемыми юристами в городе. Фронтовики, знавшие дядю Васю, не давали ему сидеть дома и скучать. В теплое время года выносили на руках на улицу. Он играл с ними в карты и домино. Было очень почетно кому-нибудь из мальчишек быть его руками.

Еще одним авторитетом этого дома был Фазул Файзулин, отец тренера «Ротора». Его называли просто дядей Федей. Он был самый главный дворовой авторитет. Он не был прославленным военным, но был рабочим с золотыми руками. Работал лепщиком в восстанавливающемся Сталинграде. Он же реставрировал тех самых знаменитых, «израненных» львов на ступенях драмтеатра.

«Его уважали за то, что он был настолько принципиальным человеком, что если видел несправедливость, то сразу лез в драку, митинговал, мог обложить крепким словцом райкома партии, генерала и т.д.», - рассказывает Елена Огаркова. – «Он же опекал дворовых мальчишек, поскольку отцы архитекторов, заводов, милиционеров практически не бывали дома в 1940-1950-е года. Дети сами друг друга воспитывали, и главным их защитником был дядя Федя».

В 18-ом доме жил Александр Гриднев, летчик. Прославился тем, что командовал отрядом Авиационного полка, две эскадрильи из трех которого были женские. Именно он был командиром таких результативных летчиц, как Екатерина Буданова и Лилия Литвяк.

Главная польза и помощь на войне была связана с его даром настоящего инструктора. Это было связано с тем, что он какое-то время учился в Педагогическом институте в Москве, но, не закончив его, пошел в ДОСААФ. Знаменитые подвиги он совершил в Воронеже. Так, в паре с Алевтиной Лисициной он так запутал немецких летчиков, что те столкнули в бою друг с другом. После войны он заканчивает в возрасте 47 лет сельхозинститут. Спустя время создает школу юных космонавтов, в которой руководил в течение 20 лет.

Отважный таркторист

В доме №24 по улице Мира жил Александр Фадеев. «Когда я узнала его биографию, я изумилась, у меня сложилось такое впечатление, что если бы мы его раньше отправили на фронт, мы бы и войну раньше закончили», - комментирует Елена Огаркова. Он вступает в Великую Отечественную войну в конце 1942 года и битвой за Кавказ начинает свой боевой путь, в течение месяца получает награду.

Фадеев - Сталинградский тракторист, поэтому в качестве танкиста защищает Кавказ и дальше направляется с действующей армией. При освобождении Белоруссии, на Т-34 совершал до 50 километров рейдов по лесам. «Видимо, паника врага была уже настолько велика, что немцы, не зная численность наступающих, боялись этого танка и покидали разбросанные по лесу деревушки», - замечает Елена Владимировна.

В этом же доме проживали отставные военные, целая часть была выделена офицерскому составу, там же, где появился Фадеев, в семье ученых родился мальчик Владимир Спорошков, который снимет такие фильмы как «В августе 44-ого», «Мы из будущего», «Грозовые ворота», «Диверсант» и т.д.

В 26 доме до сих пор живет Максим Загорулько. Вся его профессиональная жизнь связана с героями войны. Попал на войну он позже 1941 года и сразу же был контужен, пять раз горел в танке, прошел школу снайперов, но из-за контузии не смог быть им, поэтому был и артиллеристом, и танкистом. Долгое время руководит центром по изучению истории Сталинградской битвы.

Заканчивая лекцию, Елена показала железную дощечку от трактора, названного в честь Евгения Лесникова, который также является жителем улицы Мира, 21. Он один из многих защитников Отечества. Еще молодым защищал город, участвовал в освобождении Черного моря, помогал строить Волжскую ГЭС. Но в 1961 году из-за болезни стал практически полностью парализован. Из родных не осталось никого. Но шефство над ним взяли школьники и комсомольцы города. Несмотря на болезнь, принимает решение писать книги с воспоминаниями, уже издал две – в Киеве ему сделали специальный диктофон с компьютерным приспособлением, а студентки из филологического института приходили расшифровывать эти записи и готовили к печати.