Дети-сироты Волгоградской области продолжают писать заявления в прокуратуру по поводу жилья, которое им предоставляет региональный комитет строительства. За защитой в надзорный орган сироты обращаются по поводу плохого состояния предоставляемого жилья и, что это жилье приходится ждать годами. «АиФ-Волгоград» пообщался по этим вопросам с ребятами, которые получили жилье после нескольких лет ожидания, и с теми, кто ждет его несколько лет, но сдвигов нет до сих пор. Также мы расскажем о своем визите к детям-сиротам в поселки Чернышковский и Средняя Ахтуба. Они показали нам построенные для них дома.
Получил квартиру через семь лет
Артем К. проживает в Волгограде. Положенное ему жилье он получил только в декабре 2020 года, когда ему исполнилось уже 32 года. О том, что ему положено жилье, он узнал только в 21 год и то случайно, в разговоре со знакомыми. Обратившись в администрацию Советского района с просьбой, чтобы его поставили на очередь на жилье, он получил отказ. Только после двухлетних судебных разбирательств с администрацией молодой человек смог стать в очередь. Ждал семь лет. Не дождавшись жилья, в 2019 году Артем снова обратился в суд по поводу получения квартиры. Суд удовлетворил его требование. Прошел еще год, прежде чем молодой человек получил однокомнатную квартиру. В декабре 2020 года жилье ему было предоставлено в Кировском районе Волгограда в ЖК «Колизей».
Новая квартира, радоваться бы такому событию, но нет, не получается. Мысли все больше о том, как бы выжить семье (у Артема жена и маленький ребенок) в этом помещении и не потерять здоровье.
Зимой температура в квартире не превышала +15 градусов. Это притом, что отапливалась она газовым котлом на максимальном режиме. В ванной было +10. Из углов ниши комнаты тянуло холодным воздухом, хотя квартира не угловая. Помимо жуткого холода, в квартире стала появляться плесень - на стенах, мебели, под линолеумом. В проемах окна образовались дыры, из которых дует. Плесень ребята убирают, чтобы ей не дышать, но от нее остаются черные пятна и она вновь появляется.
Артем обращался в свою УК, но там направили к застройщику (ООО «Инвесттехстрой»). Представитель застройщика приходил, смотрел, но он не знает – почему в квартире холодно, ледяной пол и что с этим делать.
«Мы подтапливали почти до конца мая, настолько у нас холодно и стены холодные, как в погребе. Я звонил в областной комитет строительства, они же собственники квартиры пока, но там мне сказали, чтобы я обращался в УК. Получается вот такая цепочка: управление капитального строительства - управляющая компания - застройщик и при этом никто ничего не знает. Дальше куда обращаться? Холодно не только в квартире, но и в подъезде. Электрические радиаторы, которые повесили строители на лестничных пролетах по три штуки в каждом подъезде, не обогревают это пространство, зато хорошо работают на пополнение казны ресурсоснабжающей организации», - рассказывает Артем.
В связи со сложившейся ситуацией молодой человек обратился в прокуратуру. Может надзорному органу застройщик и все остальные участники расскажут, что происходит с жильем и что делать. Потрачены бюджетные деньги, квартира есть, но жить в ней невозможно.
Ждет квартиры семь лет
Другой сирота, Игорь Н., ему 24 года. Он учится в ВолГТУ и работает. Он не получил еще квартиры, ждет ее семь лет. В 2013 году он окончил школу, потом училище в Даниловском районе, откуда он родом. Пока учился, 2,5 года жил в общежитии. Потом служил в армии, вернулся в 2017 году и с этого времени скитается по разным углам.
«Странная ситуация складывается. Мои два одноклассника, с которыми я обучался в детском доме, они младше меня на один год, но они уже получили жилье, хотя, наверное, я должен был раньше них получить. Они стояли в очереди в Калаче. Им предложили там квартиры, они отказались, и им дали в Волжском, хотя они туда не переводились. Я не понимаю, как это произошло. У нас в стране такой прожиточный минимум, что я не могу позволить себе снимать жилье один. Я уже отучился, в армию сходил. У меня был суд. Есть решение о предоставлении мне квартиры, есть исполнительный лист от 10 марта 2020 года, но выходит, что и это ничего не значит», - объясняет Игорь.
В 2017 году Игорю предоставляли комнату в 2-комнатной квартире в маневренном фонде, но там невозможно было жить - постоянные пьянки, гулянки у соседей и договор он расторг. С этого момента молодой человек живет то у знакомых, то с кем-то снимает квартиру.
Мы обращались в службу судебных приставов Волгоградской области с вопросом - почему решение до сих пор не исполнено, однако ответа нам не предоставили.
Жилье для сирот в Волгоградской области
Теперь из Волгограда отправимся в Волгоградскую область - Чернышковский район, рабочий поселок Чернышковский. Здесь в 2014 году были сданы в эксплуатацию девять каркасных двухквартирных домов на два хозяина.
2 июня 2014 года областной комитет строительства в своем пресс-релизе написал, что девять блокированных двухквартирных домов для детей-сирот сданы в эксплуатацию и, что в скором времени 18 человек смогут здесь отметить новоселье. Седьмой год здесь никто не живет. Только в одном из домов проживает девушка, остальные дома пустуют, разрушаются, да, к тому же, еще и разворовываются. Удивительно, но это не волнует никакие комитеты и никакие органы, хотя на возведение этих домов потрачено 18 миллионов рублей налогоплательщиков. Строило эти дома ООО «Промжилстрой».
«Дома холодные, газа нет, хотя газовая труба находится в нескольких метрах. Отопление электричеством слишком дорого выходит. Единственному человеку удалось продать здесь свою квартиру за 300 тысяч рублей, а по смете она стоила один миллион рублей», - рассказал председатель РОО «Объединение по защите прав детей-сирот» Эльдар Физиев.
Следующий район – Среднеахтубинский. Здесь построили такие же дома, только 20 домов на два хозяина. Сдали их в 2016 году. Застройщик - ООО «Стройсервис-Н».
12 июля 2016 года по поводу сдачи этой стройки облстрой в своем пресс-релизе написал: «В отделке использованы современные материалы - натяжные потолки, линолеум, обои, керамическая плитка, установлены стеклопакеты и двери. Квартиры оснащены инженерным, газовым и сантехническим оборудованием, приборами учета энергоресурсов. Дома имеют приусадебные участки. Рядом расположена детская площадка, установлены малые игровые формы. В шаговой доступности находятся остановка общественного транспорта, детский сад и школа».
В гостях у детей-сирот в Средней Ахтубе
Мы побывали в этом поселке и увидели, что там есть из перечисленного и как там все прекрасно, как освоены 40 с лишним миллионов рублей налогоплательщиков.
Газовое и сантехническое оборудование, приборы учета энергоресурсов видели, приусадебные участки тоже есть, а вот насчет всего остального много вопросов, но все по порядку.
Так, мы не увидели детского сада и школы, которые, по данным облстроя, находятся в шаговой доступности. Да, поблизости есть школа-интернат, но она специализированная, а до обыкновенной школы и садика сначала надо идти по бездорожью и зарослям до остановки маршрутки, а потом ехать еще минут 10. Не получается в шаговой доступности.
«Чтобы дойти до остановки по нашим ухабам, хорошо бы ноги, руки не переломать и лоб не разбить, особенно, в вечернее и ночное время. У нас освещения уличного нет, а ведь дети ходят в школу. Дорога здесь грунтовка. Плиты лежат всего несколько метров, да и те уже все почти разбитые. А когда дождь, это вообще кошмар. Глина, жуткая грязь», - рассказывают жильцы.
«Современные» материалы и качество работ
Не заметили мы и современных материалов, о которых пишет комитет. Линолеум, обои и керамическая плитка ну, никак не тянут на современные материалы, так как им уже не один век. Может быть, стеклопакеты и натяжные потолки, так они тоже используются давным-давно. Вот чем мы удивились, так это качеством строительных и отделочных работ. Здесь есть на что посмотреть: стены в трещинах, почти во всех домах они расходятся на несколько сантиметров; вентиляции нормальной нет; разрушающийся фундамент; на оконных откосах, плинтусах, стенах – грибок.
«Когда ветер, - рассказывают жители, - в доме дует отовсюду – из оконных рам и откосов, из-под входной двери, из откосов двери, даже из розеток под подоконником, а когда мороз, появляется конденсат на окнах, двери замерзают. Обледенелую дверь приходится почти выбивать, чтобы выйти из дома».
Хозяева одного из этих прекрасных домов пустили нас к себе и показали его достопримечательности изнутри. Фундамент под линолеумом весь в трещинах и дырах, а это значит, что он просто в одно прекрасное время провалится. Стены в доме расходятся на 5-7 сантиметров, грибок.
«Стены по углам внутри дома расползаются – это, видимо, фундамент ползет. Насколько я знаю, сваи здесь есть только по углам, а в середине дома их нет, то есть середина фундамента вылезает и торчит, как пузо.
Раньше здесь была балка, ее ровняли, завозили землю, поэтому грунт насыпной. Земля не успела даже утрамбоваться, как сразу стали делать дома, фундамент клали на свежую землю. Почему все трескается? Либо фундаменты не выдерживают - ползут, либо брус с фундамента уползает и тащит за собой дом. Чтобы понять, почему это происходит, надо разбирать сайдинг, но это не реально. Элементарно, хотели укрепить шурупы на унитазе, так это невозможно сделать - шурупы уходят в пустоту, их не за что крепить, потому что там нет фундамента, там строительный мусор», - рассказал хозяин дома Владимир.
Окна в доме у Владимира установлены неправильно, но это, видимо, настолько неизвестная работа для застройщика, что вот, как получилось, так и получилось. На подоконнике зачем-то пробито три дырки, причем это во всех домах так сделано. Что за новация - неизвестно. Может, это вентиляция такая или чтобы конденсат стекал в эти дырки. Честно говоря, даже задумываться над этим не хочется. Это все нужно переделывать, чтобы все было нормально.
Про вентиляцию из канализационной трубы и другое
Натяжные потолки. Наверное, сразу всем представился ровный белый потолок? Нееет, материал не натянут, он в свободном полете.
«Натяжной потолок гуляет, то есть, когда открываешь дверь или сильный ветер, он, то отстает от поверхности, то прилипает и все это со звуковым сопровождением, а когда это покрытие прилипает, то там видны все шурупы и доски», - пояснили ребята.
Вентиляция тоже сделана очень по-современному - из канализационной трубы, установленной сквозь стену и то только на кухне. В остальных помещениях естественной вентиляции нет вообще.
Газовое оборудование. Оно стало ломаться почти у всех сразу после того, как люди стали им пользоваться.
«Котлы установлены самые дешевые, ломаются, постоянно летит насос. У нас уже даже книжки гарантийные отобрали, чтобы мы не звонили больше по поводу ремонта. Газовики приходят и удивляются, откуда у нас такие котлы. У нас тут все на виду и люди говорят, что котлы были приобретены застройщиком в одном из здешних магазинов. Директор магазина хотел эту партию вернуть поставщику, как бракованную - они постоянно ломались и люди их возвращали, но застройщик купил эти котлы для наших домов», - рассказали жители поселка.
Канализационные ямы – тоже есть о чем рассказать. Почти у всех они находятся в 1,5 метрах от дома, хотя должны размещаться на минимальном расстоянии – пять метров, а лучше до 10-15 метров во избежание каких-либо проблем.
«Мы все здесь перекапываем септики. Из дома до канализации проложены обычные мягкие трубы для внутренних работ. Земля давит на них, они сплющиваются, естественно быстро забиваются, запах стоит неприятный. Люди каждые две недели вызывают осенизаторскую машину, которая обходится в 1000 рублей. Здесь нужна специальная, твердая труба, которая выдерживает нагрузку под землей», - рассказывают дети-сироты.
Отмостка. Она тоже сделана неправильно. В ней нет никакого армирования, она трескается и проседает. Во многих местах отмостка сделана с уклоном к дому.
Как пояснил нам инженер-строитель с 30-летним стажем Игорь Петров, в этом деле важно учитывать грунт, на котором прокладывается отмостка и последовательность выполнения.
«На рыхлых, насыпных грунтах, как в нашем случае, она обязательно армируется. Главная функция отмостки – это отведение воды от фундамента и предотвращение промокания и промерзания грунта в этой зоне, но в этих домах вначале сделана отделка фасада виниловым сайдингом с отвратительным качеством, а потом залита отмостка, то есть вода заливается под фундамент. Сколько такой дом простоит, сказать не берусь», - пояснил специалист.
Из особо примечательного и «суперсовременного» в этих домах - это отсутствие заземления, но про это в пресс-релизе облстрой не написал.
По словам жильцов, если прикоснуться к раковине на кухне или ванной, к котлу или крану, то бьет током.
Приходили, смотрели, записывали
Владимир и другие жители поселка, даже коллективно обращались по всем нарушениям в УКС. К ним приходили не раз, смотрели, записывали, но на этом все заканчивалось. Ничего за пять лет не исправлено. Возможно, кому-то и было что-то сделано, но мы таких счастливцев не встретили.
«Они специально тянут время. Рассчитывают, что людям это надоест, и они прекратят обращаться. Такое происходит не только с нами, но и с другими сиротами. Все же упирается в деньги, они их уже там поделили, а нас вынуждают ремонтировать жилье на свои средства. Нельзя было построить нормально – можно, но это не делается. Там, наверное, считают, что для сирот сойдет и так», - рассказывают ребята.
В одном из интервью застройщик Николай Николаенко сказал, что строил эти дома по канадской, давно испытанной технологии. Если верить данным открытых источников в Интернете, то эта технология, видимо, хорошая. По ней, например, можно строить домики облегченного варианта (дачные строения), но можно и дома для постоянного проживания, где, конечно, используются уже другие материалы и параметры.
«Технология «Канадская» подразумевает монтаж уже готовых СИП панелей заводского изготовления, а не набора «сделай сам». Ведь как сделана стена в домах – снаружи виниловый сайдинг, далее тонкая ориентированно-стружечная плита ОСП на деревянных брусках, рулонный утеплитель толщиной 100 мм (не базальтовый, а самый мягкий, самый плохой), и внутри гипсокартон. Тепло такая стенка не держит. Осенью на улице будет 0˚C и в доме будет столько же. Любой даже непрофессионал скажет, что такое исполнение стены подходит в лучшем случае для летнего дачного домика.
Здесь, конечно, нужно проверять всю исполнительную документацию и проект. У меня большое сомнение, что проектировщик мог заложить отсутствие естественной вентиляции в помещениях, исполнение её из канализационной трубы и толщину стен в 100 мм при норме 640 мм кирпичной кладки. Именно в этом главная причина постоянного грибка внутри», - поделился своим мнением Игорь Петров.
К слову, в Канаде этапы строительства каркасных домов контролирует государство, а у нас кто-нибудь проверяет какой-либо этап? А кто у нас подписывал проект, акты скрытых работ, окончательный акт приёмки объекта? Кто осуществлял авторский и строительный контроль? Неужели на 40 с лишним миллионов только так и можно было построить? Эти дома невозможно назвать капитальными строениями. Такое впечатление, что их строили из остатков стройматериалов, причем самых дешевых.
«Все знают, что на один двухквартирный дом выделялось по два с лишним миллиона рублей, а если посмотреть на то, как они построены, какие отделочные материалы сюда закупали и в каком количестве, то получится, - что максимум на один дом потратили миллион, а то может быть и меньше, соответственно одна квартира обошлась застройщику похоже в 500 тысяч рублей», - говорят жители поселка.
«Дома построены на совесть», - сказал в том же интервью Николаенко. По совести, наверное, эти дома принимали и представители УКСа, областного комитета строительства. Ну, видимо, такая совесть.
Предоставляя жилье вот такого качества, людей просто обрекают на бесконечные ремонты чего-либо. Постоянно что-то, где-то отваливается, ломается и рушится, причем независимо от срока эксплуатации помещений. Сироты обращаются с жалобами в УКС. Сотрудники приходят, осматривают, обещают, но ничего не происходит. Они снова обращаются и снова ждут, потому что не в состоянии финансово потянуть такие затраты. Не дождавшись устранения нарушений, сироты съезжают с такого жилья, потому что ремонт делать не на что, а жить в таких условиях невозможно. Здания продолжают разрушаться дальше. Яркий пример этого - поселок Чернышковский, где в настоящее время только в одном из девяти сданных домов живет человек. Поэтому плохое качество строительства является одной из причин, почему многие дома пустуют, а бюджетные средства при этом оказываются выброшенными на ветер.
Другие проблемы и обращение в прокуратуру
Еще жители поселка Средняя Ахтуба очень обеспокоены, скажем так, земельным вопросом. Речь идет о земле, на которой построены их дома. В кадастровой службе им сказали, что земля находится в аренде у Николаенко.
«Мы не знаем, что будет, когда мы будем приватизировать жилье. Нам, что придется выкупать эти участки или платить ему аренду?», - спрашивают жильцы. По этому вопросу ребятам также никто ничего не объяснял из облстроя.
Помимо проблем жилищных ребята рассказали нам и об экологических.
Напротив поселка находится предприятие по переработке металла, и когда там запускается какой-то процесс, то идет едкий черный дым. Вдобавок ко всему между поселком и предприятием располагается балка с большой мусорной свалкой. Кстати, по словам ребят, балку планируют разровнять вместе с имеющимся в ней мусором, и построить там еще дома для детей-сирот. Мы со своей стороны обязательно проверим данную информацию в соответствующих органах.
По словам председателя РОО «Объединение по защите прав детей-сирот» Эльдара Физиева, в настоящее время организация получает множество обращений от детей-сирот из разных районов области по поводу нарушений и строительных недостатков.
«На сегодняшний день по домам в Чернышковском и Среднеахтубинском районах подано заявление на имя прокурора Волгоградской области Дениса Костенко. Мы обращаемся с просьбой провести всестороннюю проверку по фактам нецелевого использования бюджетных средств, халатности в строительстве и мероприятий по вводу в эксплуатацию жилых помещений, приема объектов в виде жилых капитальных домов для детей-сирот.
Ребята уже устали за несколько лет обращаться в разные инстанции, органы исполнительной власти по поводу качества жилья, но ничего не решается. В связи с этим объединением было принято решение обратиться с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц», - отметил Эльдар Физиев.