С чемоданами на выход. Жильцов дома на Рахинской все-таки выселяют

Олеся Ходунова / АиФ

Жители двухэтажного дома №77 по улице Рахинской в Дзержинском районе Волгорада в отчаянии - 26 марта к ним придут приставы, чтобы выселить их. Почему людей, несмотря на все их старания решить проблему, все равно выставляют на улицу и чем их запугивают на этот раз, узнал «АиФ-Волгоград».

   
   

Ничего не помогло

Напомним, ранее мы уже писали про этот дом. Его построили еще в 1994 году, но спустя 13 лет неожиданно признали самостроем и решили снести. Девять семей с маленькими детьми и больными стариками скоро окажутся на улице. Люди пытались решить свою проблему, как это позволяет закон - устранить санитарные, градостроительные и пожарные нарушения, которые были допущены застройщиком. В каждой квартире они установили 12-метровый пожарный шланг и пожарные сигнализации, поставили в доме новый газовый котел, заменили счетчики на воду, проверили электропроводку, выполнили гидроизоляцию, прошли несколько экспертиз и не только, потратив на все это около 400 тысяч рублей. В общем жильцы полностью устранили нарушения пожарных и строительных норм, а вот санитарные не все – им необходимо было в трех квартирах перенести туалеты, а еще сделать так, чтобы двери в них открывались в другую сторону, что просто технически невозможно. Поэтому людям велели выселиться и за свой счет снести дом, а если они этого не сделают, то выселят их приставы и дом снесут тоже они, причем УФССП уже заранее просчитало, что снос ему обойдется в пять миллионов рублей, не пояснив, откуда взялась такая огромная сумма. Взыщут ее потом, конечно же, с жильцов.

По решению облсуда жильцы должны были съехать еще 18 февраля, но им дали отсрочку.«Нам вручили требование о выселении до 26 марта. Но нам некуда идти, почти у всех это единственное жилье, - со слезами на глазах рассказывает жительница дома Анна Попова. - Если мы не выселимся добровольно в срок, то нам грозит административная и даже уголовная ответственность - нас принудительно доставят в районный отдел УФССП».

Самостроев становится все больше

«АиФ-Волгоград» обратился за помощью к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области, который пообещал разобраться в этой истории. Кстати, сейчас в похожей ситуации находятся жильцы дома №37а по улице Писемского, тоже обратившиеся к нему со своей бедой. Застройщик уже умер, предъявлять претензии не к кому. Решение о сносе дома уже принято - эксперты вынесли вердикт, что он не соответствует градостроительным и строительным, санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам и правилам, а выявленные нарушения «представляют угрозу жизни и здоровью граждан».

«Проблема с самостроями не нова, она системная и развивается уже более десятка лет и остро стоит не только в Волгограде, но и других городах, - отмечает пресс-секретарь омбудсмена Юрий Корзеев. - Самое плачевное заключается в том, что нет положительной динамики, люди все также наступают на эти грабли, а аферисты зарабатывают. Эта проблема должна быть у государства на особом контроле, но пока оно не выработало никаких решений. а органы власти не ведут надлежащий системный контроль за тем что происходит в жилищной сфере. Подобных случаев становится все больше. Ситуация с домами на Рахинской и Писемского - две особенно яркие за последнее время в нашем городе».

По мнению Юрия Корзеева, истории с самостроями развиваются чаще всего по одному и тому же сценарию - в зоне жилой застройки индивидуального дома возводится многоквартирный. «Потом его проводят через росреестр, делят на части, а затем эти части или доли продают. Народ юридически не подкованный попадается на эту удочку - не вникает в суть: какой статус у дома, какой вид земельного участка, насколько дом введен в эксплуатацию. Эти детали нужно знать обязательно. Привлекают такие самострои людей низкими ценами. Проходит сделка, люди спокойно живут несколько лет, а потом администрация города или прокуратура признают его самостроем. Суд, как правило, становится на сторону органов власти, а не жильцов. Это бизнес на правовой малограмотности людей, строительный аферизм», - отмечает пресс-секретарь омбудсмена.

Сносит незаконный дом приходится тоже, как правило, жильцам. «Вообще это должен делать застройщик, но к этому моменту его либо уже простыл след, либо выясняется, что это было подставное лицо, либо, что он банкрот. Государство на себя расходы по сносу домов не берет. Поэтому эти обязательства возлагают на бедных жильцов. Они в итоге страдают финансово несколько раз: берут ипотеки, теряют деньги, решают вопросы по сносу», - отмечает Корзеев.

   
   

По опыту эксперта, единственный выход из такой ситуации - выходить на контакт с городской администрацией и просить ее провести экспертизу на предмет возможного устранения нарушений, которые были допущены при строительстве дома. «Если отношения с муниципалитетом налаживаются, то формально граждане могут устранить недостатки и тогда у властей исчезнут претензии правового характера. Дом юридически может существовать дальше со снятым статусом незаконновозведенного. Это очень непростая и сложная процедура», - предупреждает Корзеев.

Как при покупке квартиры понять, что перед вами не самострой? «Понять, что многоквартирный дом возведен незаконно, можно даже на обывательском уровне - если он стоит в частном секторе, то, скорее всего, через пару лет его снесут. Смотрите документы, касающиеся вида земельного пользования, на какого зарегистрирован дом, как была произведена регистрация. Если продаются части дома, то скорее всего их на себя зарегистрировал продавец. А жильцы будут думать что эти части являются отдельными помещениями, принадлежащими им, а это не так. Кроме того, любой многоквартирный дом должен получить акт о вводе в эксплуатацию. Если такого документа нет - то это тревожный сигнал. А вообще самое верное - проконсультироваться с юристом при покупке квартиры», - рекомендует Корзеев.