Где укрыться от угрозы? Доступность бомбоубежищ – тайна за семью печатями

Некоторые убежища сейчас больше напоминают кладовые... © / Виктор Яшуков / АиФ

В свете последних событий тема доступности бомбоубежищ вновь оказалась в центре внимания горожан. Так всё же должны или нет знать жители, где можно укрыться в случае опасности, и где взять такую информацию?

   
   

Тайна или нет? 

К этой теме «АиФ»-НП» уже обращался в публикации «Проданы и брошены» в № 18 от 05.04.2022 г. С тех пор ситуация изменилась к худшему, и есть все резоны вернуться к этой проблеме.

Общественник, глава одного из ТСЖ Центрального района города-героя Сергей Островский запросил в мэрии карту бомбоубежищ города. Активист убеждён, что полный их перечень с указанием адресов должен быть в общем доступе. 

– В первую очередь меня интересуют подвалы, переданные в муниципальную собственность и исключённые из списка объектов гражданской обороны, – говорит Островский. – Я пытаюсь вернуть подвалы, среди которых есть и бывшие бомбоубежища, не соответствующие современным требованиям ГО, от города к собственникам. Одновременно по своей инициативе готов распространить среди актива домовых советов, в соцсетях информацию о размещении бомбоубежищ. Убежища, расположенные в многоквартирных домах, должны быть во владении и пользовании собственников. Главное, чтобы эту информацию мне предоставили.

Автор запроса пока не получил на него ответ, но дать его мэрия обещала (да и обязана по закону). 

Вспомнить НВП

Однако по поводу владения подвалами юристы придерживаются иной позиции. 

– Согласно Жилищному кодексу, бомбоубежища, как некоторые другие объекты общего пользования и особо охраняемые объекты, выводятся за так называемые красные линии придомовой и домовой территории и не могут находиться в собственности жильцов дома, – объясняет руководитель организации «Центр содействия участникам сферы ЖКХ» Вячеслав Гончаренко. – За эти объекты несут ответственность муниципальные органы власти, и такая норма вполне оправдана. Логично выглядит и действующая правовая норма, в соответствии с которой информация о схеме расположения бомбоубежищ в масштабах города и региона в мирное время не должна быть открытой. Но здесь есть существенное «но». По тем же нормам гражданской обороны, в каждой районной администрации, префектуре, управляющей домом организации и т. п. ответственное за гражданскую оборону лицо должно информировать граждан о ближайшем бомбоубежище. Причём это надо делать не только непосредственно в момент угрозы, но и доводить такую информацию до всех жильцов дома заблаговременно – в виде табличек, указателей, планов эвакуации из дома на видном месте и т. п. В этом вопросе у нас совершенный завал и неготовность отрабатывать, реагировать на подобные угрозы на практике.

   
   

Как напомнил эксперт, ещё в школьном курсе советской НВП (начальной военной подготовки) и нынешних ОБЖ (основ безопас­ности жизнедеятельности) людей учат организованно, без паники в случае угрозы покидать жильё и спускаться в бомбоубежища. 

– Сейчас вопрос стоит не только о состоянии таких объектов, их пригодности, но и отработке подобных картинок из учебников ОБЖ на практике, – полагает Гончаренко. – Повсеместно это крайне запущенный вопрос. Тренировок по ГО с жителями никто не проводил десятки лет. 

Похоже, что в этом вопросе власти Волгограда отстают от актуальной повестки дня. Между тем опыт есть: так, в третьем по величине городе региона, Камышине, сейчас как раз отрабатывают схему взаимодействия властей и жителей на случай ЧП – в конце минувшей недели здесь стартовал месячник по ГО. 

– В качестве бомбоубежищ в Камышине используются подвальные помещения, – прокомментировали в местной администрации. – В военное время они могут быть приспособлены под укрытия. Жители частного сектора для этих целей могут использовать, к примеру, погреба в своих домах.

Перед чиновниками Камышина стоит задача в срок до 25 октября довести до населения информацию о местах расположения бомбоубежищ в городе.

Кстати
На сайте объявлений одного из центров Поволжья появились объявления о постройке защитных бункеров на случай ядерной войны на территории заказчика. Стоимость объекта – 2,5 млн руб.