Тотальная цифровизация вызывает всё больше вопросов в обществе, особенно в последнее время, когда кибератаки на персональные данные обычных людей только усиливаются, а неполадки со связью становятся нормой. Как найти золотую середину между необходимостью идти в ногу с технологическим прогрессом и интересами обычных граждан?
«Моё заявление не приняли»
Оцифровка всего и всех идёт стахановскими темпами по разным направлениям. Например, стало не так просто, а местами невозможно сделать элементарную вещь — обратиться в различные органы власти с простым бумажным заявлением.
Мы уже рассказывали истории безработных жителей г. Фролово и Волгограда, которым в территориальных службах занятости отказали в приёме обычных заявлений на бумаге. Всё, что связано с документальным оформлением безработных, уже не один год можно оформить только электронно. И если для кого-то это само собой разумеющееся, то для некоторых жителей глубинки или для тех, кто не владеет новыми технологиями и не имеет современной техники, такая форма общения с властью означает одну большую проблему.
С аналогичной ситуацией столкнулся и молодой волгоградец Станислав К. — его бумажное заявление военкомат не принял.
«Я прошёл районную призывную комиссию, — рассказывает Станислав, — с установленной категорией годности к военной службе не согласился. Решил написать жалобу в областную призывную комиссию, как установлено законом. Но мне отказали в регистрации заявления, а предложили писать или через „Госуслуги“, или идти в МФЦ».
В официальном отказе из областного военного комиссариата со ссылкой на Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» было указано, что в таких случаях жалоба «подаётся в электронном виде с использованием портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр».
Получается, что всё же обращение на бумаге подать можно, но только через МФЦ. Вопрос: зачем такие замысловатые схемы? Очевидно, для создания, как сейчас модно говорить, цифровой экосистемы.
Другими словами, идёт встраивание каждого в огромную электронную платформу данных, где каждый платёж, покупка, обращение, банковские активы, имущество, в общем, каждый шаг и вздох будут под контролем.
«Пароль от „Госуслуг“ не действовал...»
Самый неприятный момент в этой ситуации — это то, что в цифровой среде прекрасно чувствуют себя мошенники. Так, с начала 2025 г. в Волгоградской области зарегистрировано порядка 4000 преступлений с использованием электронных технологий. Народившийся новый класс цифробандитов совершенствует своё «мастерство» ежедневно, с наскока обходя вводимые ограничения и препятствия.
Вот лишь один из свежих примеров: жительницу г. Михайловки Нину К. обманули по классической схеме. «Как-то весной мне позвонили из банка, сообщили, что мои данные под угрозой, — вспоминает женщина. — Я передала запрашиваемую информацию, после чего меня заверили, что теперь всё защищено. Но через пару недель мне по телефону сообщили, что у меня есть долг в 20 тыс. руб. Находясь в панике, я долг погасила. После этого всё притихло, и я не стала никуда обращаться. Однако, когда мне потребовалось зайти на портал „Сетевой город“, то я не смогла, пароль от „Госуслуг“ не действовал...»
А потом на телефон женщины стали поступать звонки об одобрении разных сумм кредитов. И когда она наконец обратилась в МФЦ за новым паролем и заодно получила выписку из бюро кредитных историй, то была в шоке: выяснилось, что на неё дистанционно оформлено в нескольких микрофинансовых организациях несколько кредитов в общей сумме около полумиллиона рублей.
Сейчас печальной, но такой расхожей историей занимаются правоохранители.
«Нам предлагается, в том числе с использованием вводимых нормативных регламентов, полностью перебраться в цифровое поле, — комментирует пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев. — При этом ведущие эксперты предупреждают о серьёзных рисках инфобезопасности. Да что там эксперты, мы сами на себе ощущаем практически не контролируемый разгул цифрового мошенничества. Вся цифровизация построена на данных, а данные, которые мы отдаём в какие-либо госсистемы, в облака, подвержены взлому и краже. И эти риски стопроцентно купировать невозможно, тем более что оборудование и устройства, смартфоны у нас в основном иностранного производства. И самое главное — гражданин имеет конституционное право выбирать, как ему жить — по „цифре“ или по „букве“».
Технология обмана
Распространённый способ обмана — звонок якобы от мобильного оператора с предложением пролонгировать договор об оказании услуг связи.
Подписать его нельзя никак иначе, кроме как через «Госуслуги». Называя преступникам код для входа на портал, люди отдают тем самым все свои данные в руки мошенников. Потом, авторизовавшись через госпортал под именем жертвы на сайтах микрофинансовых организаций, злоумышленники заключают договоры займов. Для получения средств используют подконтрольные банковские карты.
Кроме того, преступники торгуют личной информацией вроде паспортных данных, СНИЛС, номеров банковских счетов и т. д. на чёрных рынках. Они также могут через «Госуслуги» получить доступ к личному кабинету на сайте ФНС и подать заявку на налоговый вычет от имени жертвы, указав свой банковский счёт для получения денег.