Без предупреждения. Волжанка пытается вернуть землю, отнятую приставами

Электронная регистрация недвижимости – это удобно, но и опасно. © / Яндекс

Представьте ситуацию: вы вполне себе законно приобретаете участок земли, владеете им, а потом случайно узнаете, что он вам больше не принадлежит, так как им расплатились за чужие долги.  Казалось бы, полный абсурд, но именно так всё произошло с жительницей г. Волжского.

   
   

Было ваше – стало наше

«В сентябре 2021 г. за счёт кредитного займа я приобрела земельный участок сельхозназначения в Камышинском районе, – рассказывает Марина Сергеевна. – В этом месте я родилась, здесь жили мои дедушка и бабушка. Участок, как положено, зарегистрировала, получила соответствующую выписку из ЕГРН с гербовой печатью. А в апреле 2022 г. в личном кабинете налогоплательщика обнаружила, что… земельный участок снят с учёта, а моё право собственности на него прекращено ещё месяц назад! В Росреестре мне сообщили, что эта земля теперь зарегистрирована на некое ООО. Отойдя от шока, я занялась поиском информации в интернете. И нашла. Оказывается, земельный участок был выставлен на торги и продавался на основании постановления приставов (а именно Межрайонного ОСП УФССП по Волгоградской области. – Авт.). Но самое интересное, что он продавался как собственность неизвестного мне гражданина К. в рамках исполнительного производства по погашению его долгов. И продали участок по цене, в четыре раза превышающую ту, по которой его купила я… Кто такой гражданин К., не знаю, я ничего ему не продавала. Женщина, у которой я приобретала землю, тоже его не знала и дела с ним не имела».

Подобные манипуляции смутили волжанку ещё и потому, что никаких долгов ни перед физическими, ни перед юридическими лицами она не имела. По исполнительному производству тоже не проходила и уведомлений по поводу отчуждения принадлежащего имущества не получала. Но имущество «отчудили».

Никто не застрахован?

Как ни парадоксально, лишившись права распоряжаться своим имуществом, Марина Сергеевна должна была продолжать вносить ежемесячные кредитные платежи банку за него и оплачивать имущественный налог. При этом налоговая инспекция требовала у неё пояснений по факту продажи этого участка.

Больше года волжанка пыталась отстоять справедливость. Каким образом из государственной регистрационной кладовой Росреестра её собст­венность попала в чужие руки, для неё по сей день остаётся загадкой. «Не могу понять, как в правовом государстве, где всю необходимую информацию органы власти могут оперативно получить в электронном виде, могли так явно нарушить нормы закона, – недоумевает пострадавшая. – Так, я выяснила, что  судебный пристав обратился в суд с иском о взыскании земельного участка, якобы принадлежавшего этому гражданину К., в то время как этот К. никогда владельцем земельного участка не являлся!»

В этой запутанной истории волжанка пыталась разобраться сама, писала безрезультатные жалобы в следственные и регистрационные органы. Наконец обжаловала действия судебных приставов-исполнителей в суде. В конце 2022 г. суд вынес решение в её пользу, признав действия должностных лиц незаконными. Но – ещё один парадокс – профильные органы так и не внесли изменения в документы о собственнике земельного участка. 

Отчаявшись, Марина Сергеевна обратилась к волгоградскому уполномоченному по правам человека. И только тут ситуация сдвинулась с мёртвой точки. Правозащитником была инициирована проверка жалобы. Результат оказался оперативным. 

   
   

ГУ ФССП по Волгоградской области проинформировало, что права жительницы Волжского на самом деле были существенно нарушены и что отчуждение её недвижимости незаконно. «Материалы по факту противоправных действий сотрудников Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам направлены в компетентные органы». 

Истину в этом запутанном деле устанавливают правоохранительные органы. Но почему такие ситуации стали возможны в принципе?

«История действительно удивительная, – говорит пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев. – Очевидно, что были произведены незаконные манипуляции с регистрационными данными земельного участка, которые сейчас полностью оцифрованы. Надо понимать, что электронные документы резко повышают степень коррупциогенности и криминогенности. Документы можно изменять, а поскольку править их может тот, кто раздаёт права доступа – условный системный администратор, – он потом ещё может и свои следы замести. В судебной практике есть случаи, когда электронные кадастры аккуратно подправляются, происходит сдвиг границ, создаётся дело по этому поводу – и дальше просто отнимают землю. Очевидно, что нельзя признавать электронные документы оригиналом, это будет катастрофическое решение».

По словам Юрия Викторовича, в случае с Мариной Сергеевной волгоградский уполномоченный окажет ей всю необходимую правовую поддержку по полному восстановлению её имущественных прав. Ей помогут вернуть имущество из чужого владения. Но, к сожалению, при действующих нормах относительно электронных документов от подобной неприятной истории не застрахованы и другие  владельцы недвижимости…