1001 способ. Особенности афер телефонных мошенников против пенсионеров

Есть множество способов обмана, которые мошенники используют именно применительно к пенсионерам. Аферисты пользуются их доверчивостью и придумывают схемы, рассчитанные на старшее поколение. Самые распространенные приемы, зафиксированные аналитиками киберпреступности, описывает эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев.

   
   

Способ № 1 — «Вам полагается прибавка к пенсии»

Мошенник звонит будто бы из Социального фонда России (СФР) и сообщает пожилому человеку, что у него обнаружился неучтенный трудовой стаж. Если, мол, подать заявку на перерасчет, можно получить ежемесячную прибавку к пенсии и компенсацию за прошлые годы.

Мнимый сотрудник СФР уверяет, что для оформления никуда не надо идти. Достаточно продиктовать реквизиты банковской карты и назвать код, который придет на телефон якобы для подтверждения заявки.

Но если пенсионер все скажет аферистам, то откроет им доступ к своим деньгам. Мошенники смогут попасть в его личный кабинет на сайте банка и обчистить счет.

Помните: сотрудники СФР не обзванивают граждан, чтобы пересчитать пенсию или начислить выплату. Тем более не спрашивают по телефону данные карт. Настоящие работники Соцфонда могут запросить документы или уточнить реквизиты для перевода денег только если вы сами придете в отделение. Секретные коды они вообще не требуют.

Когда кто-то спрашивает ваши персональные данные, реквизиты карты или банковские коды, нужно немедленно прекращать разговор. Любую информацию о вашей пенсии стоит перепроверять через МФЦ или в ближайшем отделении СФР. Также можно задать вопросы по номеру круглосуточной горячей линии СФР: 8-800-100-00-01.

Способ № 2 — «Получите новые льготы»

Аферисты обещают пенсионеру субсидии или льготы — допустим, скидку на электроэнергию. Чтобы перейти на льготный тариф, предлагают сразу же записаться на прием в МФЦ. Для подтверждения записи просят сообщить номер СНИЛС и продиктовать номер электронного талона из СМС.

   
   

В реальности СМС содержит секретный код. Например, для входа в учетную запись на Госуслугах. Заполучив доступ к профилю человека на госпортале, преступники могут набрать на его имя онлайн-займов в микрофинансовых организациях.

Помните: чтобы узнать, какие виды социальной помощи действуют в вашем регионе, следует самостоятельно обратиться в органы соцзащиты, МФЦ или местную администрацию.

Способ № 3 — «Большие скидки пенсионерам»

Специальные цены и подарки для пожилых — под таким предлогом аферисты навязывают пенсионерам бесполезные товары, да еще и втридорога. Например, выдают биодобавки за жизненно необходимые лекарства или предлагают чудодейственные приборы, которые якобы возвращают здоровье.

Чтобы убедить людей потратиться, обманщики зазывают на презентации или беспроигрышные лотереи.

Иногда перед обещанием чего-то супервыгодного в ход идут запугивания. К примеру, преступник выдает себя за сотрудника газовой службы. Он проводит осмотр газового оборудования и дымоходов, уверяет, что обнаружил нарушение, и грозит штрафом. Затем обещает закрыть глаза на проблему, если пенсионер согласится немедленно установить датчик утечки газа на льготных условиях. На самом деле подобные датчики в квартирах необязательны. Мошенники завышают стоимость прибора в несколько раз. И не факт, что подключают его правильно.

Чтобы не рисковать деньгами и здоровьем, нельзя пускать к себе домой незнакомцев. Даже когда к вам хотят попасть сотрудники коммунальных служб, не теряйте бдительность. Ведь аферисты могут подделать удостоверения и купить униформу в магазинах спецодежды.

Заранее узнайте контакты коммунальных служб и держите их номера под рукой. Кто подает воду, электричество или газ в ваш дом, можно выяснить в управляющей компании — ее телефон указан в платежках за квартиру. В случае внезапных визитов из организаций ЖКХ позвоните туда и уточните, действительно ли их сотрудники сейчас проводят проверку.

Когда вам навязчиво предлагают какие-то товары, ни в коем случае не спешите. Задумайтесь, действительно ли они вам нужны. Если вещь кажется вам интересной — поищите ее в интернете, почитайте отзывы и сравните цены.

Способ № 4 — «У вас плохие анализы»

Не секрет, что у многих пожилых людей есть проблемы со здоровьем. Поэтому мошенники начали по телефону представляться медиками, сообщать пенсионерам о страшных диагнозах, а затем выманивать деньги якобы на лечение или дорогие препараты. Аферисты рассчитывают на то, что человека в стрессе легче подтолкнуть к серьезным тратам. Тем более, когда речь идет о жизни и смерти.

Помните: когда вам сообщают пугающие новости и тут же заводят разговор о деньгах, торопят и не дают времени на размышления, это верный признак манипуляции.

Любую информацию нужно перепроверить. Так, если с вами связывался доктор из поликлиники, позвоните туда. Выясните, есть ли такой врач, что у него за специализация и можно ли записаться к нему на прием. Даже когда признаков обмана не обнаружилось, диагноз и план лечения стоит обсудить во время приема, а не по телефону.

Способ № 5 — «Подскажем, куда выгодно вложить деньги»

Многие пенсионеры откладывают деньги — и за этими накоплениями охотятся мошенники. Часто аферисты предлагают снять их с банковского вклада и внести в более прибыльные проекты. Обещают, что сбережения будут защищены так же, как в банке, а доход получится гораздо выше. На деле выгодный проект обычно оказывается финансовой пирамидой, а ее организаторы исчезают со всеми деньгами.

Иногда мошенники убеждают пожилых людей самостоятельно заняться инвестициями. А чтобы жертвам было легче решиться, аферисты рассказывают пенсионеру про мифическую госпрограмму, в рамках которой каждый пенсионер может научиться торговать на бирже. Бесплатный наставник покажет, как все устроено, и научит проводить выгодные сделки.

В азарте жертва вкладывает свои деньги, а иногда и влезает в кредиты. Итог всегда один — преступники никому не дают вывести деньги со счета. В результате люди ничего не зарабатывают, лишаются сбережений и остаются с долгами.

Помните: инвестиции, даже через легальных брокеров, всегда рискованны. Прибыль на фондовом рынке не гарантирована, и есть вероятность понести убытки. Если вы не готовы к потерям, лучше воспользоваться банковским депозитом. А главное — убедиться, что вы имеете дело с настоящим банком. Проверить организацию можно в реестре Банка России (ЦБ РФ).

Если вам действительно интересны торги на бирже, и вы согласны рискнуть частью сбережений, сначала пройдите обучение в надежных организациях.

Способ № 6 — «Срочно переводите все на безопасный счет»

Аферисты, которые используют эту схему, играют на страхе людей потерять свои деньги. Сначала они специально запугивают пожилого человека: убеждают, что его сбережения под угрозой. А потом подкупают заботой и предлагают решение — перевести все на особый защищенный счет. В реальности этот счет принадлежит мошенникам, а вся сумма уходит обманщикам.

Понимайте главное: нельзя верить в сказки про специальные защищенные счета — их не существует. При этом любой банковский счет будет безопасным, если не выдавать посторонним лицам секретные данные о банковском счете, банковской карте и своих персональных данных.

Способ № 7 — «Помогаем вернуть деньги, которые вы перевели мошенникам»

Аферисты часто наживаются на тех, кто уже попался на крючок их сообщников или других преступников.

Какую бы легенду ни выбрали мошенники, они обязательно требуют что-то оплатить — пошлину, налог или комиссию. Либо выведывают данные карт и крадут с них деньги. В итоге человек теряет еще большие суммы.

Чтобы вернуть украденное, нужно обращаться в полицию. Если преступников удастся поймать, у вас появится шанс получить возмещение через суд.

Помните: аферисты часто комбинируют схемы и меняют легенды. Перечислить все способы обмана вряд ли получится. Но можно противостоять любым уловкам, если соблюдать правила финансовой безопасности -

Не разговаривайте с посторонними людьми о деньгах, даже если вам звонят якобы из полиции, соцзащиты, поликлиники или банка. Как только собеседник заводит речь о счетах, картах или пенсиях, спросите его имя, должность и кладите трубку. Найдите официальный сайт компании или ведомства, перезвоните туда сами и проверьте информацию. Не звоните по номерам, которые вам предоставляют по телефону незнакомые лица.

Никому не выдавайте данные своей банковской карты и не вводите их на неизвестных сайтах. Старайтесь меньше распространять свои персональные данные, в том числе в социальных сетях, при покупках или в сфере услуг.

Никогда не сообщайте никому пароли и коды, которые присылают банки, мобильные операторы или Госуслуги.

Если у вас украли со счета деньги или вы сами перевели их мошенникам, немедленно обратитесь в банк. Номер телефона посмотрите на обороте карты или на официальном сайте банка. После этого как можно скорее подайте заявление в ближайшее отделение полиции.