Православие и репост. Как волгоградский священник стал звездой интернета

Александр Михайлов / АиФ-Волгоград

Скромный священнослужитель из Калача-на-Дону отец Димитрий (в миру Дмитрий Климов), настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, стал одним из самых популярных православных деятелей юга России. Его проповеди в соцсетях расходятся на цитаты, обсуждаются на интернет-форумах.    
   

У Дмитрия Климова есть свой канал на YouTube, где он регулярно выкладывает видеозаписи своих выступлений. Это может быть просто диктофонная запись или видео, снятое на телефон. У священнослужителя есть страничка на Facebook. Там он делится своим мнением о последних событиях: «Прекратили воздушное сообщение с Египтом. Мудрое решение! Странно, что в Волгограде два года назад не прекратили автобусные, троллейбусные и железнодорожные перевозки». Публикует тексты своих проповедей, которые собирают десятки лайков и репостов. Один из виртуальных друзей отца Дмитрия сказал о нем: «Рвет шаблоны». На что священнослужитель ответил: «Рву шаблоны. Не дорого. От 2 тыс. и выше. В зависимости от заказанного размера клочьев. Отечественные шаблоны рву за рубли, импортные за валюту страны производителя (или по курсу)».

 

В своих проповедях Отец Дмитрий говорит о простых вещах, понятных и знакомых людям, далеким от религии: любовь, воспитание, развод, патриотизм. И говорит интересно.

Где патриоты?

Сергей Новицкий, «АиФ – Нижнее Поволжье»: Отец Димитрий, вы активный пользователь соцсетей. Помогают или мешают современные технологии вести священникам миссионерскую деятельность, общаться с паствой и обретать новую?

Отец Дмитрий: Однозначно, помогают. Думаю, если бы апостол Павел проповедовал в наши дни, ему намного меньше пришлось бы путешествовать и намного больше проводить время у компьютера. Любой проповедник и миссионер желает, чтоб его голос услышала широкая аудитория. Интернет предоставляет для этого неограниченные возможности. Я последние несколько лет выхожу на проповедь с включённым в телефоне диктофоном и потом выкладываю аудио-запись в соцсетях. Иногда что-то записывают на видео. У меня появилась своя большая интернет-аудитория, которую я воспринимаю как свой второй приход. Часто ловлю себя на мысли, что, говоря что-то на проповеди, имею в виду не только стоящих передо мной прихожан, но и виртуальных прихожан. География этого второго прихода иногда просто поражает: Аргентина, Австралия, Америка, Франция, Германия, Украина, большинство френдов, конечно, из России. Реального общения соцсети заменить не могут. Я иногда фантазирую: вот бы собраться нам всем на общую литургию, помолиться вместе, посмотреть в глаза друг другу, но увы... Это невозможно, поэтому благодарю Бога и за это общение.

- Вы запомнились пользователям ярким выступлением на недавнем окружном казачьем круге в Калаче-на-Дону. Говорили о выхолощенном толковании понятия «патриотизм».

- Современный патриотизм культивируется не на любви к своей культуре, не на знании своей истории и желании принести пользу Родине своим честным трудом, а всего лишь на ксенофобии и неприязни к другим странам и народам. Такой патриотизм - гнилой и трухлявый. Настоящий патриотизм мог бы проявляться и в том, чтобы знать свою историю, любить свою страну не только в фанфарном мажоре побед и достижений, но и в миноре ошибок и поражений.

   
   

Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы сохранять от разводов семьи. Когда на сотню родов в нашем обществе приходится сто абортов, на сто браков - почти сто разводов, то где может быть патриотизм? Где забота о будущем страны?

Настоящий патриотизм - в том, чтобы сохранять генофонд нации. Можно заново выстроить разрушенные храмы, можно вычистить и вновь наполнить водой русла погибающих рек, можно восстановить озоновый слой, но разрушенный геном человека не восстановишь! Россия - четвёртая страна в мире по потреблению алкоголя. Можно только поразиться, насколько крепкое здоровье дано нашему народу, если мы всё ещё живы. Вероятно, чтобы изменить ситуацию, нужно каждую выпитую бутылку водки воспринимать как вражескую ракету.

- Должен ли современный священнослужитель касаться в своих проповедях злободневных политических, экономических тем? Говорить с прихожанами о кризисе, о политическом мироустройстве, толковать резонансные события вроде боевых действий в Сирии?

- Утопическая идея сращивания государственной и церковной власти владеет сейчас умами многих христиан. Неужели не понятно, что если бы такая модель была возможна, Христос родился бы не нищим и бездомным проповедником, а царём. Государство всегда отводило для церкви определённое гетто, за пределы которого высовывать нос нельзя. Вот и сейчас ограничивается круг вопросов, по которым рассуждать можно, а дальше не суйся. Откроем Новый Завет. Много ли существует тем, не затронутых самим Христом или апостолами? Я таковых не нашёл. И политика, и культура, и нравственность, и семья, и многое другое. Так что дело не в темах, а в том, как эти темы раскрываются. Верующему человеку, в том числе и священнику, можно касаться любых вопросов, тем более злободневных, тревожащих его паству. Главное, чтобы это было не только и не сколько его мнение, а мнение, основанное на христианских заповедях и евангельском благовестии. И это сейчас большой дефицит. Многие высказываются с позиций науки, дипломатии, культуры, политической конъюнктуры, исторического детерминизма, почему бы не спросить мнения Христа. Хотя в этом большой соблазн для священника. Важно понять, когда политиканство подменяет служение Богу, и не допустить такой подмены.

Почему агрессии всё больше?

- В одном из недавних исследований Россию поместили в мировые лидеры по степени агрессии в обществе…

Досье
Дмитрий Климов. Протоиерей, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца Калача-на-Дону. Родился в 1974 году во Фроловском районе Волгоградской области. Окончил истфак ВолГУ, духовное училище и Царицынский православный университет по специальности «богословие», в 1998 году стал священником Русской православной церкви. С 2005 года - настоятель Свято-Никольского кафедрального собора. Женат, воспитывает троих детей.

- Градус агрессии в нашем обществе зашкаливает. Странно, почему нет нигде в эфире программ, которые терпеливо объясняли и разъясняли бы, как важно любить и прощать, но передач, объясняющих, как важно ненавидеть, и указывающих, кого именно ненавидеть на данном историческом этапе, множество. Агрессивность и неприязнь стали лозунгом, объединяющим людей. Как может страна, в которой проживает наибольшее в мире число православных христиан, быть в числе первых в мире по абортам, разводам, пьянству, детской преступности и беспризорности, коррупции, а теперь ещё и агрессии! Видимо вера совсем перестала определять жизнь. А, может быть, здесь не видят противоречия и считают, что всё это можно оправдать с позиций веры. Так может думать человек никогда не державший в руках Евангелия и считающий, что православный - это некий бородач на байке с хоругвью наперевес, готовый по первому сигналу из центра сокрушать инакомыслящих по правой и левой щеке, осенив себя перед этим крестным знамением.

- Почему часто замалчиваются не только нравственные, но и экологические проблемы?

- Наше народное коллективное бессознательное крепко усвоило принцип «Всё вокруг колхозное - всё вокруг ничьё». Поэтому неудивительно, что поведение граждан на природе, на улицах, в подъездах сильно напоминает поведение оккупантов в завоёванной стране. Мы страна победившего пролетариата. Пролетарии - это бывшие крестьяне, оторванные от земли, но так и не укоренившиеся в городах. И единственный способ заявить о своих правах - бастовать, разбивать станки, крушить, осквернять, загаживать всё вокруг.

Истинно верующий человек и на природе находится, как в храме. Увы, но пока что большинство наших соотечественников не имеют по отношению к окружающей среде ни благоговения христианина, ни трепета язычника, а только лишь потребительское чувство оторванного от всех корней пролетария. Взять для примера наш Калачёвский район. У нас закрыты и развалены многие заводы, работы почти никакой. Платят достойную зарплату только в единственной на всю округу военной части. Даже чтобы банально выжить, как-то прокормить себя и семью, многие мужчины обращаются к браконьерству.

 

Как понять молодежь?

- Говорят, в юности вы увлекались рок-музыкой. Это помогает вам лучше понимать нынешнюю молодёжь?

- Я увлекался и слушал не только рок-музыку. Мне нравится любая талантливая музыка от классики и джаза до фолка и регги. Но именно русский рок оказал на меня в юности наибольшее влияние. Середина 80-х годов, когда моё поколение только вступало в жизнь, было очень сложным временем: старые ориентиры рухнули, а новые нам не обозначили, пришлось искать самим. Единственным открытым окошком со свежим воздухом был наш непричёсанный, часто не очень профессиональный, но всегда искренний и настоящий русский рок. Путь к вере многих ребят моего поколения прошёл через увлечение творчеством Гребенщикова, Цоя, Башлачёва, Шевчука, Макаревича, Летова, Кинчева, Ревякина и многих других настоящих рокеров. Сейчас сложно это представить, но понятия о многих истинах христианства мы получали из их песен и уже позднее из Евангелия.

И любой сорокалетний прекрасно помнит себя и в какой-то степени ощущает себя восемнадцатилетним. Так что понять и почувствовать современную молодёжь не составляет никакого труда. Проблема в том, чтобы они нас поняли и почувствовали. Модели общения «вы - молодёжь и я такой же» или «вы - молодежь, а я старший товарищ» не работают. Единственная рабочая модель в диалоге с молодыми очевидна - «ты человек и я человек, и мы друг другу интересны».

- Почти 30 лет назад начали возрождать казачьи традиции. Жив ли православный казачий дух?

- Хребет перебили, но дух жив. Очевидно, что казачество возродится не в дореволюционной форме. Конечно, если идти на поводу у некоторых властных структур и сделать из казачьих дружин отряды для разгона пацанов и сумасшедших девок, то это не та форма самоорганизации, что нужна казачьему духу. Но и без этого фронт работы огромен. Это и воспитание подрастающего поколения, и традиционное хозяйствование на своей родной земле, и охрана природы, и реальная, а не формальная охрана правопорядка, и поддержание баланса межнациональных отношений в наших непростых регионах, да и просто нормальная жизнь традиционных семей. И наши калачёвские казаки по мере своих сил выполняют эту работу на чистом энтузиазме и без особой финансовой поддержки со стороны власти.