Боязнь «инородного». Почему разным этносам трудно уживаться на одной земле

Волгоградская область стала домом для большого числа разных национальностей. © / Виталий Студенцов / АиФ

Как воспитать в молодёжи чувство уважения ко всем национальностям и религиям? Как научить подрастающее поколение толерантности ко всем народам и культурам? Что может препятствовать межконфессиональному и межнациональному диалогу? С какого возраста и как нужно начинать воспитывать в детях чувство уважения к людям другой национальности, исповедующим свою веру?

   
   

Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения «круглого стола», который провёл «АиФ-НП». 

Волгоградская область является многонациональным регионом. Веками добрососедские отношения связывали живущих рядом представителей различных культур и религий. Но процессы, происходящие сегодня в мире, показывают, как хрупко может быть это равновесие, и напоминают, насколько важно постоянно уделять внимание созданию и поддержанию климата доброжелательности и миролюбия в нашем общем доме.

Капсула враждебности 

- В чём причина нетерпимости по отношению друг к другу?

Дмитрий Климов, протоиерей, настоятель калачёвского Свято-Никольского кафедрального собора:

- Сегодня проблема у нас не только и не столько в нетерпимости по отношению к другим вероисповеданиям и национальностям. Главная наша беда - общая  нетерпимость по отношению друг к другу. Нередко люди одной национальности, одного вероисповедания, одной культуры озлоблены, агрессивны по отношению к ближним. Ведь есть же страны, где люди, даже незнакомые, при встрече на улице улыбаются, здороваются. У нас почему-то не принято демонстрировать добродушие к окружающим. Мы закапсулировались в каком-то своём мире и относимся ко всем, кто вне «нашего мира», враждебно. Порой и внутри эту ячейку общества сотрясают скандалы, распри. Поэтому все проблемы с нетерпимостью - это, в общем-то, следствие общего состояния нашего общества. 

Как мы собираемся воспитывать уважение и терпимость у детей и молодёжи к людям другой национальности, вероисповедания, если мы не можем прийти к взаимопониманию в своём ближнем кругу - со своими родными, с братьями по вере, по культуре? 

   
   

Мы все прекрасно понимаем, что первую прививку толерантности ребёнок получает в своей семье, где все друг друга ценят, любят и уважают. И с этим базисом можно и нужно воспитывать в подрастающем поколении любовь к многонациональной и многоконфессиональной родине. 

Прививка уважения

- Всё ли благополучно в воспитании толерантности в школе? Или там есть существенные недочёты?

Дмитрий Климов: На мой взгляд, в общеобразовательных учреждениях православный компонент должен быть, и он полезен для детей различных национальностей и вероисповедания. 

Такой предмет сегодня есть в школьном расписании четвероклассников, он называется «Основы религиозных культур и светской этики». И в рамках этого предмета родители могут выбрать уроки по основам православной культуры. 

Мы все помним, как введение этого предмета вызвало жёсткие споры в социуме, звучали обвинения в попытках «клирикализации общества, вторжения церкви в государственные школы» и т.д и т.п. Пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить, что главная идея курса «Основы православной культуры» - расширить кругозор детей различных национальностей - может научить уважению и толерантности, не умаляет чувства представителей других религий. 

Но у нас нередкое явление, когда православный крещёный человек не знает, что такое храм, что такое Евангелие, не понимает, что такое святыни креста. Почему у него должны вызывать уважение святыни для иудея, мусульманина, буддиста, если он не знает и не чтит свои? 

Вот когда он будет знать историю христианства, научится уважать свои святыни, свою культуру, тогда можно будет рассчитывать на то, что у него появится понимание и уважение того, как представители других вероисповеданий относятся к своим религиозным святыням. 

И это касается не только религиозных чувств. Это касается истории страны, культуры, языка. Потому что когда мы свою историю по-настоящему знаем и понимаем, тогда мы с уважением будем относиться и к истории другого народа. 

Самая фундаментальная основа для культуры народа - это его язык. Как мы можем уважать чужой язык, если свой родной оскверняем матом, который разлит сегодня повсюду. Сквернословие, замешанное на агрессии и ненависти, - это, к сожалению, сегодня обычное явление.

Все беды - от невежества

- А власти помогают национальным и религиозным объединениям?

Яэль Иоффе, руководитель Волгоградского еврейского общинного центра:

- В Волгоградской области есть совещательные органы, куда входят руководители национальных общественных объединений. Кроме того, существуют профильные комитеты (областной комитет по делам национальностей и казачества например), которые эффективно работают на предупреждение конфликтов. Практикуются также культурно-массовые масштабные мероприятия. Но это, я считаю, всего лишь  скольжение по поверхности проблемы.

Я глубоко убеждена, что, во-первых, человек не может ценить, уважать, беречь наследие соседа религиозное ли, культурное ли, нравственное ли, если не приучен беречь, ценить, уважать, да в конце концов знать своё наследие, свою традицию. Поэтому основной  вопрос кроется в поддержке на государственном уровне системы образования и воспитания, популяризации национальных традиций.
Порой доходит до анекдотических ситуаций. Вот свежий пример, 11 сентября этого года  на Дне города наш центр на аллее национальных культур предлагал всем желающим поиграть в «верю-не верю» на тему еврейской истории, традиции, закона. Понятно, что большей частью игроки ориентировались на интуицию, а мы - соответственно - подбирали вопросы о взаимоотношениях, общечеловеческих этических принципах, которые имеют в основе каноны иудаизма. Так вот, одна дама категорически заявила: «Нет, не стану играть, я не предательница...» Что это как не невежество? Мы ведь не агитировали её сменить вероисповедание. 

И начинать надо с воспитания и информации о своей национальной самобытности, гордости, ведь боязнь всего «инородного» - от нашей неуверенности, от невежества.

Поле сотрудничества

- Что нужно сделать для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений?

Залман Иоффе, раввин:

- Нам прежде всего нужна открытость. Мы сегодня не только живём единством, мы можем выжить только добрым отношением и заботой друг о друге в нашем общем доме - России. Мы, например, открыты для бесед и диспутов, рады делиться нашими наработками, опытом, предложениями в области взаимоотношений между представителями других национальных объединений, готовы участвовать во встречах на разных уровнях по проблемам, актуальным для города и области. 

Так, например, я как раввин принимал участие в информационно-дискуссионной площадке ЮНЕСКО, посвящённой Всемирному дню религии, «Религии и религиозные организации в современной России». И в своём выступлении затронул проблемы современного воспитания и образования в России с точки зрения руководителя еврейской организации. Наша семья принимала участие в съёмках телевизионной программы, мы готовили свои национальные блюда. Мы считаем, что знание особенностей еврейской кухни также способствует воспитанию толерантности и сопричастности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

К нашему общему удовлетворению, в практике деятельности синагоги есть примеры, которые иллюстрируют искренний интерес жителей и гостей Волгограда различных возрастных и социальных категорий к синагоге и как к культовому учреждению, её деятельности, и как к памятнику истории и архитектуры, охраняемому государством, а также к истории еврейского народа, особенностям его традиций, культуры, духовности, религии.

Наша открытость в этом плане проявляется в организации и проведении ознакомительных, обзорных, тематических экскурсий для студентов вузов, школьников, иностранных делегаций, в приёме экскурсионных групп, представителей различных конфессий и форумов, проходящих в Волгограде, отдельных горожан и жителей области.

Синагоге, особенностям быта еврейского дома, воспитанию детей в еврейской семье, нравственным и духовным критериям иудаизма, его истории посвящают свои рефераты, доклады, курсовые и дипломные студенты и учащиеся школ, лицеев. В нашей просветительской практике есть пример студентки из Санкт-Петербургского университета (факультет журналистики) - уроженки Волгограда, которая собрала текстовый и видеоматериалы о нашей синагоге для своей творческой работы.

Богатый библиотечный фонд синагоги располагает достаточным набором информации для удовлетворения запросов этой категории читателей. Мы помогаем, советуем, отбираем необходимые, порой уникальные публикации в книжных и периодических изданиях, которые успешно используют в своих исследовательских работах учащиеся гимназий, школ, вузов нашего города. И такое сотрудничество тоже служит основой для воспитания толерантности у подрастающего поколения и нашей молодёжи.

Жить в мире 

- Необходимо ли проведение межконфессиональных научно-практических конференций?

Ильяс Биктимиров, муфтий Волгоградской области:

- Начать хотелось бы с того, что все религиозные конфессии объединяет главное - вера в единого бога. И все религии призывают жить в мире и согласии со своими соседями. Сегодня нам нельзя толкаться локтями. Правильно поступить - это всем взяться за руки, поддерживать совместными усилиями стабильность в регионе. Нам нечего делить. Разве не на своей Родине живёт каждый из нас? Разве не столетиями наши предки возделывали эту землю, исповедуя свою религию, сохраняя жизненный уклад и культуру? Человек волен избрать свой путь, отдать предпочтение той или иной конфессии, которая ему по душе. Но этот выбор обязывает  всех нас строго следовать заповедям, которые призывают жить по принципу добрососедства. Только так мы можем доказать, что являемся истинно верующими людьми.

Я считаю, что как можно чаще нужно проводить научно-практические конференции, в которых принимали бы участие мусульмане, христиане, иудеи, буддисты. Ведь большинство людей практически ничего не знают о мусульманстве, впрочем, как и о других религиях. Можно взять для обсуждения какую-то одну тему, например, что такое грех. И когда представители религиозных конфессий расскажут о том, как в их вере относятся к этому явлению. Это позволит показать, что мы, представители разных религиозных конфессий, одинаково осуждаем жестокость. У нас нет противоречия по основополагающим жизненным принципам.

Этносостав Волгоградской области Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Необходимо заниматься духовным воспитанием молодёжи. Нужно с раннего возраста объяснять детям, что человек состоит не только из физической оболочки, духовная часть - вот та сила, которая позволяет нам выдержать любые испытания, которые могут выпасть нам на жизненном пути. Но мы все обязаны работать над собой. Всевышний не избавит нас от проблем, если мы не будем заниматься совершенствованием нашей души, исполнять его предназначения. Не будем задавать себе постоянно важный вопрос: всё ли мы делаем так, как он нам повелел? 

В начале этого года региональное духовное управление мусульман организовало и провело научно-практическую конференцию о проблемах межконфессионального и межнационального общения. В мероприятии приняли участие представители всех традиционных конфессий, а также представители региональной власти, руководители общественных организаций. В режиме открытого прямого диалога мы обсуждали актуальные вопросы  политики, экономики, права, формирования здорового межнационального климата и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  

Я полагаю, что такие форумы должны проводиться как можно чаще, поскольку они дают импульс для новых идей по воспитанию уважения и толерантности, поддержанию мира и стабильности в нашем регионе. 

Деликатно и со знанием дела

- Тема воспитания межконфессиональной и межнациональной толерантности требует особого деликатного подхода. А как это осуществляется в сми?

Андрей Макаров, профессор ВолГУ, кандидат философских наук:

- Вопрос очень непростой. С точки зрения философа я считаю, что воспитать толерантное отношение к религиям назидательными наставлениями  нельзя. Необходимо, чтобы возникло сознание в голове. Эта потребность жить в мире и согласии со всем окружающим миром должна быть растворена в культуре.

Как ведущий программы на телевидении «С верой в сердце» я придерживаюсь определённых принципов в подаче информации. Во-первых, необходимо нейтрально освещать жизнь конфессий. Что значит нейтрально? Мы объективно рассказываем о представителях конфессий, не давая  радикальных оценок, не противопоставляя с представителями других конфессий. И в этом основная сложность освещения этих тем. Человек - существо эмоциональное. Тем более, когда это касается религиозных отношений. Всё что связано с вероисповеданием - очень тесно связано с психологическим, эмоциональным воздействием. Основная сложность СМИ в том, что  подавать материал они должны максимально корректно. Нужно избегать радикальных оценок, которыми так грешат сегодня наши СМИ. Другой момент - говорить об этом поверхностно нельзя. Для того чтобы рассказывать, нужно самим быть в курсе вопроса. На мой взгляд, хорошая, правильная идея - рассказывать о конфессиональных и национальных семейных обычаях. Опять-таки мы не сравниваем, мы просто объективно, увлекательно рассказываем об общих чертах уклада, но делаем акцент на особенности семейных взаимоотношений у той или иной национальности. Не стоит педалировать эмоциональные стороны, необходимо глубоко знать на уровне эксперта жизнь конфессий и рассказывать о них спокойно, безоценочно, выделяя как общее, так и особенное. Вот двуединая задача, с моей точки зрения как философа и ведущего.

Я считаю, что не стоит бояться и начинать гонения на девушек в хиджабах, хотя уверен, что мою точку зрения не все разделят. Лично я никого не буду ими стращать. Я уважительно отношусь к ношению религиозных символов. Мао Дзэдун сказал мудрые слова: «Не важно, чёрная кошка или белая, лишь бы мышей ловила». Если речь идёт о межнациональном и межконфессиональном согласии, главное то, что вы хотите и стремитесь его сохранить, и  не столь важно, что на вас надето - хиджаб или кипа, с бородой вы или нет, с крестиком на груди или нет… 

Число религиозных организаций, зарегистрированных в регионе

■  РПЦ - 262
■  Старообрядцы - 11
■  Ислам - 34
■  Евангельские христиане - баптисты - 21
■  Адвентисты седьмого дня - 16
■  Евангельские христиане - 15
■  Свидетели Иеговы - 13
■  Христиане веры евангельской - 10
■  Христиане веры евангельской - пятидесятники - 10
■  Римско-католическая цер­ковь - 5
■  Иудаизм ортодоксальный - 4
■  Лютеране - 4
■  Пресвитерианская церковь - 3
■  Методистская церковь - 1
■  Буддизм - 2
■  Иные вероисповедания - 9
Данные Волгоградстата за 2015 год 

Публикация подготовлена в рамках проекта «Добрые соседи»

Смотрите также: