Сокровища земные и духовные. Что хранит Каменно-Бродский монастырь

Надежда Кузьмина / АиФ

История Каменно-Бродского монастыря в Волгоградской области овеяна легендами. По преданию на его месте ещё до татаро-монгольского нашествия существовал мужской скит с очень строгим уставом. Позже на месте мужского монастыря учредили женскую общину, а при советской власти обитель превратили в конюшню. И лишь недавно монастырь стали восстанавливать.

   
   
Дорога к храму. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Монастырем сегодня интересуются не только паломники, но и спелеологи, и просто искатели приключений: в меловых горах под монастырем в свое время монахи вырыли пещеры по образцу Киево-печерских, чтобы молиться и вести отшельническую жизнь. О протяженности пещер сегодня можно только догадываться.

20 экскурсий в день

Первые поселенцы в Ольховском районе, где и расположен монастырь, появились в начале XVIII века. Большей частью это были малороссы. Именно они основали на берегу реки Иловля поселок Каменный Брод: «каменный», так как он у основания меловых гор, и «брод» – потому что в некоторых местах Иловля настолько мелкая, что ее вполне можно пересечь верхом на лошади или пешком. В 20-х годах ХХ века монастырь разогнали, и до 90-х годов он был в запустении. Во время войны здесь располагался госпиталь для больных тифом, а после войны монастырь передали Государственному конезаводу. Само поселение на картах в интернете до сих пор обозначено как поселок Госконюшня.

Вход в пещеру находится высоко на горе. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Добраться до монастыря несложно. Он расположен в 75 километрах к северу от поселка Иловля по московской трассе. Сегодня здесь постоянно проживает всего 8 монахов. Именно они своими силами и при помощи послушников восстанавливают обитель, расчищают целебные источники, а также водят по монастырским пещерам всех желающих.

Монах Елисей рассказывает, что когда в монастырь прибывают паломники, ему приходится проводить до 20 экскурсий в день – настолько всех притягивают древние пещеры.

Самая высокая точка на горе: вход в пещеру именно здесь. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Попасть в пещеру непросто. Нужно подняться на несколько сотен метров в гору, которая так и называется – Святая гора. После весеннего дождя тропинку к пещерам сильно развезло, но это не мешает удалым молодцам пытаться преодолеть подъем на автомобиле.

«Раньше вообще на самый верх заезжали на машинах, – рассказывает монах Елисей, – сейчас дорогу перекопали, но все равно пытаются».

   
   

Идти по тропинке тяжело – сплошная глина и мел. Но преодолевшие этот путь будут вознаграждены: перед входом в пещеры есть небольшая смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на монастырь и храм.

Вид на храм со смотровой площадки у входа в пещеру. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Вход в пещеры заперт. Монах открывает навесной замок своим ключом и отворяет дверь в пещеры, которые были обнаружены здесь задолго до основания обители. Точную дату никто до сих пор назвать не может, но монахи считают, что подземные ходы появились во времена татаро-монгольского нашествия, а это примерно 9 веков назад.

В пещере, как и положено, очень темно и для освещения своего пути, паломники используют свечи. 

Келья отшельника

«Пещеры имеют форму креста и расходятся во все четыре стороны света, – начинает свой привычный рассказ монах. – Пещеры имеют три яруса, но сейчас нижние этажи затоплены и попасть туда невозможно».

Спуск в нижние ярусы. Фото: Depositphotos / https://belogorez.ru/

Общая глубина пещер, по словам монаха Елисея, составляет около 100 метров. Когда в 1984 году волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье, они обнаружили несколько лабиринтов, исписанных разнообразными автографами. Чаще других встречались «М. Леонида» (по всей видимости, как склонны полагать ученые, «монахиня Леонида»), «Пелагея 1906», «Н. Макаренко 1899» и другие. Сегодня же, если вы захотите разглядеть эти автографы – потратите уйму времени и, скорее всего, не найдете. Своды пещеры закопчены и сплошь испещрены куда более современными надписями, типа «здесь был Вася» и т.п.

Своды пещеры. Фото: Depositphotos / https://belogorez.ru/

«Вот здесь находится маленькая келья, – монах показывает на небольшой выступ в лабиринте, – здесь молились монахи во времена гонения. Все лабиринты были устроены таким образом, что их легко можно было затворить».

Каким образом сдвигались эти многотонные плиты известняка непонятно. Ведь ни о каком использовании техники речи даже и не шло.

Молва приписывает подземельям Каменно-Бродского монастыря несметные богатства, спрятанные не то монашками, не то Степаном Разиным, не то Александром Невским.

«А здесь за стеной находится храм», – добавляет Елисей.

«С монастыря тоже есть вход в подземелья, – продолжает монах, – но он был взорван большевиками. Так как в храме был очень дорогой иконостас, крест, решили все это спрятать здесь, в пещерах».

Действительно, если верить рассказам местных жителей, то когда в 1927 году власти приказали насельницам монастыря вместе с монахиней Еннафой покинуть обитель, матушка вместе с сестрами заперлась в храме. После безуспешных попыток открыть двери храма красноармейцы их выломали, но так и не нашли ни самих монахинь, ни церковных ценностей. Говорят, что все богатство, включая колокол, спрятано в пещерах.

Молельная комната в пещере. Фото: Depositphotos / https://belogorez.ru/

Быки в храме

В 1990 году архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен обратился к властям с просьбой возвратить церкви отнятую обитель. Спустя год, 17 июля 1991 года, Волгоградский областной совет народных депутатов издал документ, согласно которому Русской Православной Церкви, наконец, переданы строения нескольких обителей, в том числе и Каменно-Бродской.

Храм на территории монастыря. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

При этом в самом здании монастырской церкви «Всех Скорбящих Радости» вплоть до самой зимы 1991 года стояли быки, и священнослужителям пришлось обустраивать храм с простеньким иконостасом прямо в одной из комнат дальнего корпуса.

Сегодня храм восстановлен, в нем ведутся службы, и по большим церковным праздникам на них собирается много паломников. Также здесь находится и особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Православные верят, что именно этот святой образ помогает в борьбе с алкоголизмом и другими греховными зависимостями.

Источники для Елизаветы

Сразу за церковью расположены источники. До революции их было девять. Сегодня сохранилось только пять. Вода в них различается. Есть источники с радоновой водой, так называемой «серебряной» и сероводородной.

Святой источник. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

По преданию, вода в этих источниках обладала такой удивительной силою, что лечиться в монастырь приезжали представители самых знатных фамилий: князья Трубецкие, Голицыны, Строгановы. Поговаривают, бывала и сама Елизавета Петровна. Специально к приезду царской дочки даже выложили дорожку к источникам. Мощеная тропинка, конечно, не сохранилась, а вот вода в источниках есть, как прежде. Паломники набирают ее целыми бутылями. Считается, что наиболее полезная радоновая вода. Она оказывает противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее действие, способствует снижению повышенного давления, нормализации деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем.

Дубы-колдуны

На территории монастыря также находится природный памятник – дубы-великаны, которым по самым скромным подсчетам от 300 до 400 лет. Величина крон некоторых деревьев достигает 20 метров, а диаметр стволов – до 2 метров. Говорят, если обнять такое дерево, можно зарядиться положительной энергией на многие месяцы.

Дубы-колдуны. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Именно за такой «подзарядкой» сегодня спешат многочисленные туристы в Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогородский монастырь. Пожалуй, это один из немногих уголков природы, где сегодня можно прикоснуться к нашей истории, памятники которой берегут монахи монастыря.