Работа под натиском ветра. Как в Волгограде ремонтируют Родину-мать?

Вячеслав Ященко / АиФ

В Волгограде 90 реставраторов и рабочих работают сейчас над «омоложением» одной из самых высоких статуй мира - скульптуры «Родина-мать зовёт!». Новейшие технологии, аналогичные контурной пластике, лифтингу и мезотерапии, что используются при косметических операциях, применяют и в отношении одного из символов Победы. Как происходит реконструкция, узнал «АиФ»-НП».

   
   

«Тянуть было нельзя»

Заказчиком реставрации выступило Министерство культуры РФ. Конкурс на проведение работ выиграло АО «Главзарубежстрой». Компания эта известна своими достижениями в реставрации московских храмов, Астраханского кремля и в возведении мемориального комплекса на Куликовом поле.

«Тянуть дальше было нельзя, - говорит заместитель руководителя проекта АО «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. - Аварийная опасность для посетителей наступила ещё в 2015 году».

Сейчас памятник, окружённый строительными лесами, выглядит весьма необычно, как будто его окружает плотная серая тень. А что внутри? Подходим к подножию монумента. Пока взбираемся  по металлическим ступеням, Сергей Сирота рассказывает: «Мы, установив леса, получили полный доступ к поверхности скульптуры. Провели обследования на предмет скрытых дефектов бетона, коррозии арматуры, определили места, где потребуется вскрытие». 

Мы уже на пятом ярусе, где инженер обращает внимание на конструкцию строительных лесов. По его словам, работа по их монтажу была не просто грандиозна по масштабам, но и уникальна. Проект готовился сугубо под «Родину-мать», прошёл четыре экспертизы.

Поверхность монумента невероятно сложна и витиевата: у неё нет центральной оси, она вся в наклонах и выпирающих частях. Поэтому для каждого яруса готовился особый проект. 

«Вообще в России объектов такого масштаба и сложности, как скульптура «Родина-мать зовёт!», нет. Поэтому все работы, которые здесь идут, в принципе новы», - утверждает Сирота. 

   
   

Сейчас конструкторские и монтажные работы полностью завершены. 270 тонн строительных лесов прочно опоясали монумент, сотни килограммов краски покрыли 46 километров труб. Конструкции уже успели пройти испытание на прочность августовскими ураганами в столице области.

Монтажники-высотники

На седьмом этаже начальник участка Павел Луценко рассказал: в ходе установки лесов монтажники обнаружили, что опорные пятки конструкций попадают точно на пятки строительных лесов, оставленных их предшественниками, работавшими здесь в 1972 или 1986 году. «То есть мы повторили путь первопроходцев, - говорит Луценко. - Работа монтажников-высотников запредельно сложная и ответственная. Здесь на высоте большие ветровые нагрузки, приходилось делать перерывы в работе, когда скорость ветра превышала безопасные пределы. Наши монтажники получили здесь богатый опыт».

А на следующем этаже рабочие обрабатывают бетонный монолит фрезами и отбойными молотками. Повсюду поверхность скульптуры покрыта ветвями борозд и отметками, сделанными черным и красными фломастерами. 14 км «морщин» загладят, ликвидировав множество скрытых и явных дефектов на поверхности монумента. 

«Мы представляем полную картину ущерба, нанесённого скульптуре природными стихиями, - говорит Сергей Сирота. - Реставрация идет снизу вверх: так, на первых десяти ярусах очистка статуи уже закончена».

«Здесь сложные погодные условия для бетона, хотя во время строительства и были применены качественные марки, те же, что при строительстве ГЭС.  Монумент уникален, нет во всём мире подобной конструкции из бетона, - объясняет инженер. - На первом этапе работ для его «лечения» были применены новые материалы.  Два года экспериментов  показали их высокую эффективность в местных погодных условиях». 

Речь идёт о зарубежных материалах - отечественные, к сожалению, не подошли.

Слабые места

Руководитель проекта называет самую проблемную зону скульптуры - это стилобат (нижняя часть монумента). 

Сказались многолетняя нагрузка и влажность: из-за отсутствия жёсткого каркаса и отопления влага проникала сюда через многочисленные трещины.

«Есть и другие проблемные зоны - грудь, руки, шлейфы. Самые же прочные элементы конструкции - шлейфы, которые идут сзади по спине», - анализирует Сирота.

Специалисты прибыли на объект из разных городов России, много здесь и местных рабочих. Сейчас работы прибавилось, поэтому решено нанять ещё 20 человек. Зарплаты - от 50 до 120 тыс. руб. в месяц. 

Какой станет статуя в итоге? Один из рабочих показывает место, обработанное специальной смесью. Оттенок здесь явно светлее, чем остальные участки.

«Возможно, вот так будет выглядеть скульптура после реставрации, - замечает Сергей Сирота. - Скоро состоится большое совещание, где этот вопрос предстоит решить».

«До наступления холодов (в 2019 году) нам нужно завершить реставрацию и снять леса. Потом предстоит работа по стилобату и благоустройству.

9 мая 2020 года мы должны сдать склоны Мамаева кургана и сам монумент», - заключает Сирота. 
Сирота на прощание рассказывает ещё об одном открытии реставраторов. На стилобате во время демонтажа гранитной облицовки были обнаружены две плиты с именами участников строительства монумента. Раньше они были открыты взорам посетителей, но в 2004 году их спрятали под облицовочными плитами. Спустя 15 лет рабочие вызволили имена из гранитного плена.

«Есть идея сохранить и отреставрировать эти плиты», - говорит Сергей Сирота.