«Закон Черномырдина». Размышления экс-вице-мэра Волгограда о ЖКХ и власти

Одна из главных проблем сферы ЖКХ – острая нехватка кадров. © / Администрация Волгоградской области

В начале отопительного сезона всё внимание традиционно приковано к сфере ЖКХ. Справляются ли волгоградские коммунальщики со своими  обязанностями, нужно ли привлекать в уязвимую сферу частные концессии и почему вода в Волге остаётся непригодной для купания, рассказал бывший вице-мэр Волгограда Олег Капустин, который проработал в сфере ЖКХ более полувека.

   
   

Очень нужны кадры

– Олег Семёнович, не возникает ли иногда при наблюдении за происходящим в ЖКХ мысли «а вот здесь мы бы сделали иначе»?

– Как бы наш народ ни ругал привычно коммунальщиков (иногда вполне справедливо),  что действительно радует, так это высокое техническое, технологическое оснащение отрасли, которое не сравнить с прежним. Когда я пришёл работать в ЖКХ, на весь Волгоград у нас было три спецмашины-аварийки. Сегодня их в распоряжении коммунальщиков четыре десятка. Оборудование в комплекте таких бригад самое современное. Или вот, скажем, уже на второй день запуска отопления в Волгограде к ресурсу было подключено и большинство соцобъектов, и весомая доля жилого фонда. Раньше о таких темпах могли только мечтать. 

– Но при этом горожане активно негодуют по поводу раскопанных теплотрасс по всему городу... 

– Это уже другая сторона медали. ЖКХ сегодня – это та сфера, где высокая технологическая оснащённость сочетается с вопиющим кадровым дефицитом. Остро  не хватает сварщиков, слесарей, операторов котельного оборудования и т. д. Из отрасли продолжают вымываться кадры, поскольку средний размер зарплат в ней не привлекателен ни для молодёжи, ни для уже состоявшихся специалистов – он всё ещё на уровне 35-45 тыс. руб. 

Если вы спросите, а где резерв роста зарплат, то отвечу – затраты на оплату труда заложены в тарифах на услуги. Те самые тарифы, что органы госрегулирования искусственно сдерживают по очевидной причине. Экономически обоснованным было бы одномоментное увеличение раза в полтора-два, а не на 7-9% ежегодно, как это происходит на практике. Да, это нереально, но крайними остаются как раз те самые слесари, водители, газо­сварщики и т. п. При этом работа таких специалистов – это не в офисе с 8 до 17 ч., а постоянные переработки, авралы и непредвиденные ситуации. 

Аварии на объектах ЖКХ были и, к сожалению, будут, но всё дело в их в частоте и масштабе. Помнится, в 70-е годы случилась авария на насосной станции в Центральном районе, которая перекачивала стоки на остров Голодный. Пару дней, пока шла ликвидация аварии, пришлось сбрасывать неочищенные стоки прямиком в Волгу. Но ведь это было единственное ЧП за десятки лет. А что касается коммунального коллектора, что рванул осенью 2022 г. в пойме реки Царицы, – он, как выяснилось, вообще не был принят на баланс обслуживающей организации. Его полвека назад построили и потом забыли, где он точно находится. Удивляюсь, как он вообще мог столько  проработать... 

   
   

Почему живём без пляжей?

– Несколько лет назад по нацпроекту «Оздоровление Волги» в городе запустили систему ЛОСов – локальных станций очистки ливневых стоков. Однако, по выводу Роспотребнадзора, вода в городской акватории реки по-прежнему загрязнена настолько, что там даже не искупаешься летом. В чём причина? 

– ЛОСы действительно построили, и они исправно работают, но в Волгу поступают стоки и из других загрязнённых источников – из городских ручьёв, речушек, неучтённых водовыпусков от организаций, частного сектора, коттеджных, дачных обществ, что постоянно «химичат» со своими стоками, не желая оплачивать их утилизацию или постройку собственных очистных. И всё это неизбежно попадает в Волгу. 

Вообще к нацпроекту «Оздо­ровление Волги» у меня возникли вопросы. Например, кто контролировал этапы исполнения работ на намеченных объектах капстроительства, начиная со стадии предпроектных соглашений и проектирования? Почему некая «экспертная группа в Госдуме» проявила активность только сейчас, в завершающий год нацпроекта? 

В дальнейшем, говоря о подобных проектах, надо бы изначально ставить более реалистичные цели, а не пытаться «улучшить и очистить» всё и сразу. 

– Знаю, что вы по своей инициативе подключили квартал частного сектора в Ангарском посёлке, где проживаете, к городскому коллектору. Но почему аналогичные инициативы горожан в других частях города закончились скандалами и штрафами? 

– Мы с десятком жильцов частного сектора действительно оплатили проект и само подключение к действующей сети водоотведения. Причём вышло у нас на уровне взносов в 30 тыс. руб. с домовладения. Обратились вначале к концессиям, те составили проект, определили техусловия, определили для нас подрядчика. Всё теперь нормально работает. 

А с теми жителями частного сектора, что попали в беду с постройкой частного коллектора, который концессии отказались принять в эксплуатацию, здесь всё очевидно. Не стоит доверять тем, кто просто собирает с людей деньги и строит сложный коммунальный объект на свой страх и риск, без учёта нормативов. Хотя пострадавших здесь, безусловно, жаль. 

Зигзаги коммунальных реформ

– Почему прекратились попытки ввести раздельный сбор отходов?

– Причина очевидна – не доросло у нас ещё сознание большинства граждан до идеи управления отходами. У нас обычный мусор до контейнера многие донести оказываются не в состоянии или забивают непрофильными отходами вроде веток, строймусора контейнеры под ТКО. А потом возмущаются: «Это всё регоператор виноват, он ничего не делает». 

Чтобы произошёл сдвиг в сознании, многим странам Европы понадобилось десятки лет. Мы же этот путь пытаемся пройти за считаные годы и месяцы. Увы, это не получится, человеческое сознание сверхинертно. 

– Что всё-таки лучше предпочесть при организации системы жизнеобеспечения города – МУПы или концессии?

– И та, и другая модель рабочая и вполне эффективная. В каких-то регионах, например, в Тамбове, помыкавшись, наигравшись с концессиями, вновь вернулись в муниципальной системе. Где-то концессионная модель вполне успешно развивается. Тем более, что при любой модели хозяйствования муниципалитет остаётся единственным собственником имущественного комплекса ЖКХ и несёт ответственность за бесперебойную подачу в  дома коммунальных благ. По состоянию ЖКХ люди всегда судят об уровне эффективности власти. 

Вообще законы и нормы в нашем ЖКХ – выстраданные, разумные и справедливые. Главное, чтобы при их реализации не срабатывал «закон Черномырдина»: «Хотели как лучше, получилось как всегда». 

Досье
Олег Капустин. Родился в 1946 г. В коммунальной отрасли трудился более 60 лет на руководящих постах, также занимал пост зам. главы Волгограда. Председатель правления организации «Общественная инспекция – народный контроль Волгоградской области». Заслуженный работник ЖКХ. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.