Имя Юрия Евича стало известно россиянам с февраля прошлого года. Врач-хирург, участник трёх войн, он стал одним из организаторов отечественной тактической медицины, принимал участие в разработке и создании тактических носилок для раненых, которые сейчас шьют по всей стране волонтёры движения «Золотые руки ангела» (о проекте «АиФ»-НП» писал в предыдущем номере). В эти дни Юрий Евич побывал в Волгограде.
– Юрий Юрьевич, знаю, что в нашем городе вы в течение нескольких дней проводили практические занятия по тактической медицине для тех, кто серьёзно подошёл к вопросу самоподготовки в этом направлении и не стал ограничиваться одной лишь теорией. Многих людей удалось обучить?
– Радует серьёзный подход волгоградцев, среди которых было много обычных горожан. В некоторых других регионах даже профессиональные военнослужащие не проявили особого интереса к теме. В ближайшее время мы планируем систематизировать наши разработки и выпустить несколько книг по тактической медицине. Кроме того, мы планируем открыть несколько постоянных площадок по обучению, где будут работать наши инструкторы. Возможно, одна из них появится в Волгограде.
– Если говорить о вашем проекте по шитью носилок, который охватил всю страну, как вообще родилась идея? Носилок не хватало в армии?
– В самом начале специальной военной операции сразу же выяснилось, что не хватает много чего. Когда появились первые раненые, выносить их с поля боя приходилось, используя подручные средства. Наши ребята рассмотрели носилки Иностранного легиона, внесли изменения и своими силами кое-как сшили первый опытный образец. Я посмотрел, одобрил идею – получились компактные, лёгкие носилки, удобные тем, что их можно нести не только за ручки, а взяться в любом месте. Вскоре идея пошла в народ, сразу же нашлись неравнодушные люди, появились машинки, стропа, и проект заработал так активно, что этого никто не ожидал.
Общая беда объединила людей – мужчины делают своё дело, а женщины помогают здесь, своим трудом, шьют амуницию, а все вместе мы выполняем сложную ответственную работу.
– В одном из интервью вы рассказывали, что будучи командиром первого добровольческого медотряда, вы помимо оказания медицинской помощи занимались организационной работой в области военно-полевой медицины. С чем довелось столкнуться?
– Мы столкнулись с тем, что отсутствуют технологии работы врачей в условиях военных действий. Существующие методички если и есть, то засекречены так, что даже я, начмед бригады, не смог с ними ознакомиться. Выход был один – составить их самим, благо имелся опыт собственный и коллег, побывавших в горячих точках.
Так появилось методическое пособие «Тактическая медицина современной иррегулярной войны», найти его можно в интернете (просто наберите в поисковике указанное название. – Авт.). Эти знания основаны на реальных событиях, которые происходили на Донбассе, в Сирии и в Чечне, в отличие от многих других «методик выживания», гуляющих ныне по просторам интернета. Большинство из них не имеет ничего общего с реальной жизнью и, мало того, может серьёзно навредить здоровью. Мы учим грамотно оказывать помощь себе и другим в самых разных условиях.
Кроме того, в отдельном методическом пособии мы подробно разбираем экипировку и снаряжение, от качества которых зависит порой здоровье и жизнь военнослужащего. Скажем, те же штаны должны быть с высоким поясом и подтяжками – когда тащишь человека по земле, то живот и спина остаются закрытыми. В берцах удобно бегать, но в них мёрзнут ноги – нужны неопреновые вкладыши, которые легко сушатся. Существует очень много таких нюансов, о которых большинство не знает.
Рассчитано это методическое пособие как на военных, так и на гражданских лиц. Основные навыки оказания первой медпомощи должны быть известны всем – в какой-то момент это может спасти жизнь.
Справка
Тактическая медицина – это медицинские и организационные мероприятия, которые проводятся прямо на поле боя и на этапе оказания первой помощи раненому до госпитализации как элементы само- и взаимопомощи. Имеет цели и задачи, схожие с системой оказания медпомощи, но включает расширенный объём манипуляций и полномочий оказывающего помощь, исходя из его реальных навыков, а не формальной принадлежности к медицинскому персоналу. Концепция объединяет мероприятия первой, доврачебной и первой врачебной помощи.