23 июня 1941 года маленькому Альберту Федотову исполнилось 9 лет. А накануне случилась война. В те дни школьник оставался вместе с родителями на родине – в Сталинграде. Не случись ему пережить в детстве те страшные события, он возможно стал бы художником – были у него такие способности. Но Александр Федотов стал лётчиком-испытателем и поставил 18 мировых рекордов, три из которых – абсолютные.
Между небом и кистью
Нестыковка в именах – не ошибка. Родители – простые рабочие – решили назвать новорожденного сына красиво и необычно. Но в 1941-м, когда мальчишке исполнилось девять, он настоял – не хочет жить с именем, которое носят враги. И мама его поддержала – пошла в ЗАГС, попросила выдать новое свидетельство о рождении.
С детства у Александра Федотова был две страсти – небо и живопись. Он даже школу окончил не обычную, а Сталинградскую школу Военно-воздушных сил. Когда перед выпускником стал вопрос о выборе профессии, колебаний уже не было – только лётное училище. После окончания АВВАКУЛ – Армавирского лётного училища – его оставили в этом учебном заведении лётчиком-инструктором. Но карьера не сложилась – Федотов выбрал другой путь. Он поступил в Школу лётчиков-испытателей. В ШЛИ потребовали – отказаться от офицерских погон. И будущий гений неба согласился.
Учиться Федотову пришлось всю жизнь. Уже работая лётчиком-испытателем в конструкторском бюро имени Микояна, он поступил в Московский авиационный институт, чтобы освоить профессию инженера. Это позволило ему стать не только испытателем, но и участником создания новых моделей истребителей, по сути, их соавтором. А когда у военных возникли проблемы с управлением МиГов, ещё и пропагандистом Федотов побывал чуть ли не в каждой военной части, собирая претензии лётчиков к машине, рассказывая о тонкостях управления новыми самолётами.
Испытатель, наставник, рекордсмен
Педагогические навыки лётчика-инструктора Александру Федотову всё же пригодились. Он стал наставником для многих своих коллег. Одной из учениц была Светлана Савицкая – мир узнал её в 1982-м как космонавта-исследователя, которая первой из женщин вышла в открытый космос. Возможно, без поддержки учителя у неё не случилось бы ни полётов на космических кораблях, ни рекордов скорости и высоты полёта.
Но Федотов не только учил других – сам устанавливал рекорды. До сих пор никем не побитый абсолютный мировой рекорд высоты полёта он установил на МиГ-25. Случилось это фантастическое событие 31 августа 1977 года. При взлёте с земли Федотов поднялся на 37 тысяч 650 метров. Другой абсолютный рекорд в его исполнении – скорости на замкнутом маршруте 100 км – зафиксировали 7 октября 1961 года. Он составил 2 тысячи 401 км/час.
Всего лётчик установил три абсолютных рекорда. При этом, как вспоминают его коллеги, в Федотове не было ни грамма заносчивости, чванства или хвастовства. Он был предан семье и делу, стране, в которой родился и жил. И не боялся слова «патриотизм», ставя это понятие в один ряд с добром и порядочностью, честностью и преданностью.
Не всегда его полёты складывались гладко. Порой испытания завершались тем, что пилоту приходилось катапультироваться. Один из таких случаев обернулся для Александра Васильевича повреждением позвоночника, после которого он оказался на два месяца прикован к постели. Чтобы восстановиться, он организовал в своей квартире своего рода тренажёрный зал. И после лечения и тренировок вновь вернулся к работе.
Имени Федотова
О профессионализме Александра Федотова ходят легенды. Вот одна из них. Лётчика пригласили на испытания нового истребителя в Англию. После показательного полёта он попросил пустить его в кабину. 10 минут на ознакомление – и Федотов поднял руку вверх: жест, которым пилоты просят разрешения на взлёт. Действительно ли советский лётчик поднял в небо секретный английский самолет или это только профессиональная байка – не так уж и важно. Важно другое – его коллеги были убеждены – он мог это сделать.
Тем больше вопросов вызывает его гибель. Случилось это 4 апреля 1984 года. Александр Федотов вместе со своим коллегой испытывал МиГ-31. Во время полёта загорелась лампочка, сигнализирующая о выработке горючего в одной группе баков, следом – другой. Пилоты уже возвращались на аэродром, когда загорелись лампочки выработки всех баков, а затем и лампочка аварийного остатка. Тем временем в баках оставалось около 12,5 тонн горючего.
Вот как рассказывает о последних минутах жизни один из авторов «Живого Журнала»:
«Федотов принимает решение садиться с ходу. Он сделал вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, готовясь к посадке без двигателей и вышел крутой «спиралью», на дальний привод. Предполагая, что самолет пустой вследствие утечки топлива, он энергично довернул на посадочный курс. И неожиданно попал в режим сваливания. МиГ-31 с полными баками падал почти в отвесном пикировании. Федотов попытался катапультироваться, когда самолет уже столкнулся землей…».
Имя Александра Федотова носят улицы в Волгограде и городе Жуковском, который стал для него второй родиной и Школа лётчиков испытателей. С 13 мая 2016 года его присвоили школе №24 в Кировском районе Волгограда, где он начинал учиться. Это имя навсегда вписано в мировую историю авиации. 23 июня Александру Васильевичу Федотову исполнилось бы 90 лет. Его не стал в 51. Он прожил короткую, но яркую жизнь.