Каждый дом - народный объект. История заслуженного строителя РФ Артёмова

2 марта 2020 г. исполнилось 90 лет патриарху строительной отрасли Волгоградского региона Герасиму Ивановичу Артёмову. Наш рассказ о том, как он, лауреат Гос­премии СССР, заслуженный строитель России, почти полвека воплощал в жизнь в Волгограде свои новаторские идеи создания города будущего.

   
   

Философ больших и красивых  дел

1998 год, Мадрид. Момент вручения одной из самых престижных в мире профессиональных наград – золотого приза Всемирной ассоциации строителей, работы испанского скульптора Перильяна. В зале – лучшие  зодчие планеты Земли конца двадцатого века со всех её материков. И все они аплодируют сталинградцу – волгоградцу, председателю правления консорциума «Универсалстрой» Герасиму Артёмову, который только что получил эту почётную награду.

Герасим Артёмов был первым в Волгограде, рискнувшим ещё в советскую пору, в 1988 году,  создать финансово-строительную компанию нового типа, на паевых началах объединив негосударственные ресурсы крупнейших предприятий региона.  За что тут же получил по шапке от президиума облсовета за «попытку построения капитализма в социализме». Отстаивать свою точку зрения пошёл к тогдашнему первому секретарю обкома КПСС Владимиру Калашникову, представив развёрнутую программу  действий. Она базировалась на принципиально новой философии строительства, о которой тогда, как, впрочем, и сегодня,  мало кто говорил. А Герасим Иванович, со свойственным его щедрой душе неукротимым  желанием нести в мир красоту и добро, убеждал, доказывал не просто необходимость – реальную возможность превратить родной  Волгоград в один из самых комфортных, процветающих европейских городов.

Каждый дом – народный объект

Герасим Артёмов хотел видеть земляков и город счастливыми. Нынешние прагматики столь высоконравственными целями,  естественно, не обременены, им уже не понять силы, которую может давать человеку подобный настрой. В отличие от них Герасим  Иванович был и в свои девяносто остаётся(!) ревностным  носителем высоких и благородных целей.

В самый разгар перестройки с его жутким безденежьем, разгулом вседозволенности и в проблемные девяностые консорциум «Универсалстрой» строил жильё. Практически по многоквартирному дому сдавал ежегодно! Закрывались сотни предприятий, тысячи волгоградцев и селян оставались в прямом смысле без копейки. «Универсалстрой» продолжал возводить этажи, без задержек выплачивая зарплату своим работникам. Так выросла череда шестнадцатиэтажных домов на улице им. Хользунова, одновременно встало несколько многоэтажек в центре города – на ул. Хиросимы, ул. им. 7-й Гвардейской Дивизии, первый в истории города малоэтажный посёлок с комплексной застройкой в едином стиле в Кировском районе, двадцатидвухэтажный красавец на ул. Чуйкова. Каждый новый объект успешно вписывался в каноны философии перспективного строительства, которой  руководитель «Универсалстроя» хранил верность и пытался реализовывать, несмотря ни на какие преграды. Квартиры с просторными кухнями, внушительными по метражу залами, а не какие-то там закутки. С отделкой – заходите, добрые люди, и счастья вам в дом!

Комплексная застройка ул. Хользунова. Фото: Из личного архива

Что важно, а может быть, первостепенно – не только люди с деньгами становились новосёлами таких хором. По нынешним временам непривычно прозвучит, но практически каждый артёмовский дом оказывался народным объектом. Военно­служащие, беженцы, матери-одиночки (автор этих строк – одна из них), с детьми-инвалидами – Артёмов каких только схем не изобретал, помогая каждой из таких семей обрести крышу над головой. Например, предоставлял многолетние рассрочки платежей, привлекал в помощники работодателей будущих новосёлов, создал свой банк, в котором дольщики могли пополнять средства на покрытие стоимости нового жилья, стал выпускать облигации, позволявшие  тем же инвесторам-дольщикам приобретать  квартиры дешевле рыночной цены.

Тактика строительства любой ценой жилых объектов на «престижном», «коммерчески выгодном» месте, которую тогда застройщики плотно взяли на вооружение, тем более строительства «ветродуев» вчерашнего дня вместо жилья качественного, была для Герасима Ивановича абсолютно неприемлемой.  Свою точку зрения чаще всего приходилось  отстаивать в боях, каждая победа в прямом смысле оставалась  очередной зарубкой на сердце Артёмова. Но, несмотря ни на что, он практически ежегодно предъявлял родному городу только что отстроенный многоэтажный дом! Выручал свой банк – Акобанк «Волга». Выпускаемые консорциумом облигации стали предвестником ещё одного знакового явления – долевого финансирования строительства, но на куда более сбалансированном по социальным гарантиям уровне.

   
   

Сейчас многие строители ссылаются на отсутствие финансов. Но ведь их и у Герасима Ивановича не было, в олигархах не ходил. На кредиты строил, подключая  в помощники известных, влиятельных людей страны и Белокаменной: Лужкова, министра финансов Панскова, министра юстиции Крашенинникова, председателя Центробанка Геращенко.

Совершая прорыв в отрасли, возводил завод по производству стройматериалов, соответствующих международным стандартам. На такой объект требовалось ни много ни мало – 20 миллиардов рублей. Такой кредит не области и не городу – «Универсалстрою» в лице Артёмова – одобрил сам председатель российского правительства Виктор Черномырдин. Вот что значит хотеть, стараться и делать, а не разговоры разговаривать.

Опыт большой химии

Безусловно, важной составляющей успеха Артёмова – строителя тех лет, надёжным «третьим плечом» в безумно сложной работе времён перестройки стал   колоссальный опыт прежних десятилетий. Для людей поколения созидателей сильная профессиональная школа была  непременным условием личностного и карьерного роста. В индустриальном Волгограде эпохи Артёмова её предоставляли сотни производств. Герасиму Ивановичу такой бесценный  опыт дала большая химия Волгограда – работа на возведении объектов «Химпрома» и, конечно же, ВПО «Каустик», который он фактически начинал строить в качестве начальника самого первого цеха, цеха ядохимикатов. В 1969 г. ему доверили встать у руля всего строительного комплекса предприятия-гиганта. Строительство первого в нашей стране производства поливинилиденхлоридной плёнки, которую сегодня весь мир использует в медицине и пищевой промышленности, машиностроении и других отраслях, за которое Герасим Иванович с коллегами был удостоен госпремии страны, грандиозное энергохозяйство предприятия, водозабор на Волге, очистные сооружения, хозяйство очистки химических стоков, подъездные пути, энергообъекты – это далеко не полный перечень промобъектов, созданных на архисложном предприятии в годы работы Артёмова. К ним прибавьте  свыше 350 тыс. кв. м. жилья, которое возводило предприятие для своих работников. Для сравнения – сегодня вся область выдаёт на уровне пятисот тысяч «квадратов» в год. Прибавьте сюда 12 детских комбинатов, пять школ, больничный комплекс «Каустик», пионерлагерь, дворец культуры «Химик»,  профилакторий, черноморский пансионат «Макопсе», гостиницу «Волго-Дон», зерносовхоз в Еланском районе, свинокомплекс, тепличное хозяйство на двух гектарах и плодовый сад на трёх…

Герасим Иванович имеет полное право называть эти и ещё сотни возведённых объектов своим детищем, поскольку они  рождались от проекта с нуля при непосредственном участии и под его руководством.

Жизненная аксиома

«Нет лучшего дела на земле, чем строить для людей» – именно тогда эти слова стали для него аксиомой. Хотя проблем ведь и в советские годы было никак не меньше сегодняшних. Т. наз. фонды – финансы, материалы, оборудование, чего существенно не хватало – становились самым заветным словом любого хозяйственника. Кто-то сидел и ждал, когда выделят необходимые ресурсы, загоняя свои производства в разряд неэффективных. Артёмов же делал всё, чтобы «Каустик» оставался лидером (а стройки «Каустика», как правило, были всесоюзного значения): работа кипела. Ехал в Госплан СССР и министерство, завязывал партнёрские связи с поставщиками необходимого волгоградцам сырья и материалов на взаимовыгодных условиях. Неоднократно участвовал и даже выступал на заседаниях правительства под председательством Алексея Косыгина, позже Николая Тихонова – к мнению Артёмова прислушивались, его ценили!  В нынешний юбилей  это особо хочется подчеркнуть. Страна наша пережила уже несколько строительных эпох, результатом которых по задумке «прорабов» должно было стать кардинальное решение социальной, в первую очередь жилищной проблемы, но не становилось и вряд ли уже станет. Для этого требуются две, на первый взгляд, банальные, но нераздельные составляющие: 1) нужно хотеть проблемы решать, 2) уметь. Увы, не срастались две эти позиции у «прорабов» ни тогда, ни сейчас. Артёмов – редкое исключение.

Для самого юбиляра, конечно, констатация  подобных фактов  не новость и ни к чему. Но для нынешних потенциальных преемников патриарха волгоградского строительства – это урок весьма полезный. Учитесь, господа, как надо дело делать!

Смотрите также: