Как солдат в строю. В Волгограде вспоминают первого ректора ВолГУ

Эти фото дочь Максима Матвеевича Нина выложила в 2023 г. на страницы акции «Бессмертный полк» в сети. © / Медиацентр ВолГУ

В эти дни Волгоградская область отмечает столетие со дня рождения человека, которого безмерно уважали все, кто его знал, – это Максим Матвеевич Загорулько. 

   
   

Без суда и следствия

Фронтовик, учёный, доктор экономических наук, автор книг, ректор Волгоградского пединститута, основатель и первый ректор Волгоградского государственного университета, директор НИИ проблем экономической истории России ХХ века – не хватит полосы, чтобы перечислить все регалии, звания и достижения этого выдающегося человека. Выдающегося не только с точки зрения созданного и достигнутого, но и относительно лучших внутренних качеств – доброты, любви к людям, верности, порядочности, искренности...

О жизненном пути Максима Матвеевича сказано и написано много, при этом особый интерес представляет пора его становления. Уже тогда было ясно, что путь этому человеку предстоит особенный...

...Он родился на благодатной кубанской земле, был старшим сыном в многодетной казачьей семье. Жили в станице Старонижестеблиевской, родители были крестьянами. Но детство закончилось быстро – отец семейства Матвей Степанович был осуждён по статье 58, ч. II УК за участие в повстанческой организации. Осуждён, как выяснилось позже, несправедливо, как говорится, без суда и следствия. Но тогда пострадала вся семья – её выслали в Ставропольский край в переселенческую зону, лишив всех гражданских прав. И сам Максим Матвеевич говорил позже, что судьба складывалась так, что одно это обстоятельство могло сделать из него врага советской власти. То, что этого не произошло, – заслуга родителей, которые, потеряв всё нажитое, сумели воспитать детей не в злобе, а в духе любви к родине.

Дух братства

Военный путь Максима Матвеевича – также из серии «вопреки». Сломаться было легко – в 1942 г. вчерашних выпускников школы сразу же, без особой подготовки, готовились бросить в бой. «Молодые, до конца не сформировавшиеся ещё люди, мы были брошены в пекло, в котором и произошло становление нас как личностей, – вспоминал Максим Матвеевич Загорулько. – И если я и сумел что-то сделать в своей жизни, то только потому, что всегда исповедовал дух того братства, когда отвечать приходилось не только за себя, но и за тех, кто рядом с тобой. Потому что они, в свою очередь, отвечали за тебя и на тебя опирались».

Но у некоторых нервы не выдерживали: так, один из товарищей Максима Загорулько, отправленный на рубку дров,  специально нанёс себе травму, чтобы не попасть на передовую. Его расстреляли вечером того же дня на глазах у таких же новобранцев во исполнения приказа № 227 «Ни шагу назад!»…

А Максим Загорулько оказался на передовой, под залпами вражеской артиллерии. В первом же бою он получил контузию, которая потом давала знать о себе всю жизнь. Спустя много лет именно из-за проблем со здоровьем врачи посоветовали ему сменить место жительства – так Максим Матвеевич переехал из Смоленска в Волгоград.

   
   

А после контузии, подлечившись в госпитале, солдат Загорулько рвался на фронт. Это притом, что после окончания школы снайперов его оставили в штабе для подготовки учебных конспектов – у него был отличный почерк. Но он упорно подавал рапорты. Ему отказывали, к тому же началось обострение после контузии, пришлось лечиться снова. Пройдя курс лечения, боец всё же добился своего. 

О боевом пути Максима Матвеевича также впору снимать фильм. «Когда я окончил в Саратове училище артиллеристов, затем прошёл курсы наводчиков орудия танка, мне пришлось собственными руками под руководством мастеров собирать будущую свою боевую машину на заводе в Нижнем Тагиле, – вспоминал он. – В первый бой вступили уже под Киевом осенью 1943 года. Помню свой первый выстрел по врагу из танка. Когда дым от выстрела развеялся, увидел, что цель поражена. Внутри меня всё ликовало – значит, не зря была многомесячная учёба. Мой характер во многом сформирован тогда, в экипаже танка. Пространство танка тесное, никуда не деться, а нужно не просто со всеми находить общий язык, но и чётко выполнять приказы командира и одновременно следить за боевой обстановкой».

Его боевой путь после возвращения на фронт начался с форсирования Днепра под Днепропетровском, затем были бои за Кривой Рог, Кишинёв, Тирасполь, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Чехии… Он пять раз горел в танке и всякий раз оставался жив. Однажды родные даже получили на него похоронку… Его мать Мелания Исаевна говорила потом: она вымолила первенца у Бога. 

8 мая 1945 г. он писал ей из Праги: «Цветов очень много! Машина вся в букетах, не в бой ехать, а только на парад!»

Его девиз

Но война для Максима Загорулько в те дни не закончилась, и в Параде Победы ему поучаствовать не удалось. Оставалась сложной обстановка на Дальнем Востоке страны, куда и перекинули. Закончил войну он в Порт-Артуре,  был награждён медалью «За победу над Японией». 

Домой фронтовик Загорулько вернулся лишь в 1947 г. Грудь украшал орден Красной Звезды, легендарная медаль «За отвагу», а также медали «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». И даже если бы потом Максим Загорулько больше бы ничем особым в жизни не отличился, он всё равно остался бы героем. Но у него впереди было ещё свершений на несколько жизней…

– Мой девиз: «Ни одного дня без собственно созданной радости», – говорил Максим Матвеевич на презентации своей биографии, которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» в 2018 г. – Собственно созданная радость – это не личное потребление, а радость для других. Я как солдат в строю…

Ему тогда было уже 93 года. Он продолжал работать – в свет тогда вышло 7-е издание энциклопедии «Сталинградская битва» под редакцией Максима Матвеевича. И своему правилу – оставаться в строю – он следовал до конца дней. Максима Матвеевича Загорулько не стало 2 февраля 2021 года.

23 августа 2024 г. на доме по ул. Мира, 26, где жила семья Загорулько, открыли памятную доску. Фото: АиФ/ Виктор Яшуков