В Волгоградском музее ИЗО им. Машкова с большим успехом прошла персональная выставка заслуженного художника России Анатолия Михайлова «Род наш от земли». А сейчас некоторые работы мастера можно увидеть на юбилейной выставке Волгоградского отделения Союза художников России.
Вне рамок
– Посетителей выставки удивили ваши диптихи: пейзаж, представленный на двух полотнах, иногда даже разделённых рамой. Почему избрали такой необычный формат?
– Приехал я как-то на Эльтон, он меня просто очаровал. Писал на одном холсте, а потом подставил второй, получился диптих. Потом в Клетской, где снимался фильм «Они сражались за Родину», – ну такая красота, такая ширь. Душа просит простора, хочет развернуться. Словом, пейзаж диктует формат. Каждый диптих создан по принципу складня (казачьей походной иконы. – Авт.): левая и правая часть так скомпонованы, что могут быть самостоятельными произведениями. Но их соединение рождает особый художественный эффект, новые смыслы.
«Ловили рыбу майками»
– Картина «Послевоенный Сталинград» наверняка тронет сердце каждого жителя нашего города: спуск к реке, утлые деревянные домики, острова на Волге, летящий воздушный змей, сделанный из газеты… Вид с высоты, и возникает ощущение полёта…
– Так это вид с обрывистого берега Волги, Сталинград моего детства. Люди строили из чего могли, жили трудно... Летом мы, мальчишки, переправлялись на плотах на остров, разделённый Щучьим прораном на две части: Сарпинский и Голодный. Рыбёшку мелкую ловили прямо майками. А как весна, по оврагам лазали, железо, оставшееся от войны, выкапывали. Зимой – на лыжах, зимы-то были снежные, морозные… Многое вспоминается. Кстати, первый вариант этой картины хранится в музее на Поклонной горе.
– Вы подарили музею Машкова картину «Письма сыновей». Почему именно эту работу?
– Написал её в 1979-м. Тогда я окончил Астраханское художественное училище, и мы с женой жили в Вольске Саратовской области. Сосед, узнав, что я родом из Сталинграда, рассказал, как в войну, ещё будучи мальчишкой, он читал своему соседу-старику письма с фронта. У того воевали трое сыновей, один из них – в Сталинграде. Мне эта тема захватила, так живо представил себе: старинный купеческий дом, мальчик, старик… В общем, картину написал быстро. И подал её на выставком в Волгоград, где готовилась всесоюзная выставка к 35-летию Великой Победы. Картину взяли. Кстати, выставочная комиссия заседала как раз в музее изобразительных искусств. Вот и решил сейчас передать картину музею, где она получила «путёвку в жизнь». А вместе с ней и я – молодой художник.
Волга цвета перламутра
– Что важнее в творчестве: поиск вдохновения или размеренная работа по режиму?
– Ни то, ни другое. Для меня работа – это моя жизнь, не могу без неё. Как я останусь дома, если в мастерской ждёт холст?! Конечно, бывает, чувствуешь: что-то не то, уберёшь незаконченную картину в сторону, а через несколько дней посмотришь, увидишь то, чего не замечал раньше. И дело опять движется…
– Свои пейзажи Вы называете не лирическими, а тематическими…
– Да, в них всегда чувствуется присутствие человека, поэтому это не лирический, а тематический пейзаж. Темы приходят сами по себе, сначала что-то остановит внимание, взволнует, а затем сразу или через время реализуется на холсте…
Я ведь начинал как автор индустриальных пейзажей. Помню, в молодости участвовал в поездке в станицу Старочеркасскую Ростовской области, и так зацепил меня Усть-Донецкий порт: якоря, суда. Целую серию работ сделал. И Волго-Донской канал писал, и завод «Красный Октябрь».
Был период, когда индустриальный пейзаж считался неактуальным. А потом Волгоградский музей изобразительных искусств приобрёл у меня две такие работы. Значит, время пришло.
– Вы столько путешествовали: и по области, и по России, и за рубежом. Есть любимые места?
– Трудно выделить что-то одно. Колоссальное впечатление произвёл Байкал… Эльтон – это просто космос. А гора Богдо (находится в Астраханской области. – Авт.) весной, когда цветут цветы… А в Рахинке какая красота необыкновенная! А лотосовое озеро в нашей пойме! Писал его и летом, и зимой – во все времена года. А какие облака я увидел в Вольске в сочетании с ярким, насыщенным небом! Казалось бы, Саратовская область недалеко, а природа совсем иная: берёзы, снегири… И Волга везде, где я был, разная: в Астрахани, в Саратове. У нас в Волгограде, например, она бывает удивительного перламутрового цвета. Вот как ракушки речные.
– Что бы Вы посоветовали начинающим художникам?
– Даже не знаю, время сейчас другое. Раньше в каждом крупном городе были отделения Художественного фонда, при строительстве зданий в смету закладывался процент на оформление. То есть у художников всегда была работа. Да, существовали худсоветы, куда нужно было представлять картины, доказывая свою профессиональную состоятельность. Но это было полезно для творческого развития.
А сейчас художники в свободном плавании, что, на мой взгляд, не всегда хорошо. Одно могу сказать молодым – не стоит игнорировать азы: классику рисунка, живописи. Это основа профессии. А ребятишкам, конечно, надо ходить в художественные школы. Не все станут живописцами, но полученные знания пригодятся в жизни.
– Какие-то запоминающиеся случаи на пленэрах происходили?
– Вспомнился курьёзный случай. Были мы как-то во Владимире. Там вид потрясающий на Клязьму с горы: весна, вишни цветут. Но чтобы писать эту панораму, надо подняться по очень крутой горе. В общем, мы с коллегой лезем, этюдники, зонты тащим, сползаем вниз, за траву цепляемся, опять лезем. Я уже заслуженный художник, а спутник мой молодой спрашивает: «Саныч, и что, ты так всю жизнь?!» «А как же!» – говорю. Самое смешное: когда поднялись, увидели, что к этой точке поверху асфальт идёт. Но вообще на пленэрах пришлось немало по горам походить, так что выносливость художнику нужна.