Живем в халупах? Каковы итоги капремонта волгоградских домов за 5 лет

Жильцы имеют полное право контролировать ход капремонта в своём доме. © / Виктор Яшуков / АиФ

Система, при которой часть своих кровных жильцы уплачивают не только за текущие услуги ЖКХ, но и отдают на некое «светлое будущее» – капремонт многоквартирного дома, – практикуется уже пять лет.

   
   

Что удалось сделать за столь весомый срок, насколько эффективно созданная система работает, и почему те, кому удаётся дожить до капремонта, вместо него порой получают массу нервотрёпки и проблем? В теме разбирался «АиФ»-НП». 

Ты только жди

«Наша семья заплатила в фонд капремонта, по моим расчётам, в сумме уже больше 20 тыс. руб., – рассказывает в письме в редакцию жительница Кировского района Марина Долгачёва. – Для нас средства не маленькие. Только вот состояние нашей хрущёвки сейчас такое, что даже в подъезд зайти страшно, и фасад здания словно был под бомбёжкой. Очереди на капремонт ждать ещё 15 лет. Дотерпит ли дом, не рухнет? Мы уж ладно, если не доживём, пусть хотя бы семья дочери будет жить в более достойных условиях...».

«Живу в Волжском в обычной хрущёвке 1972 г. постройки, – рассказала ещё одна читательница Марина Николаева. – Я зашла на сайт регионального фонда капремонта и выяснила, что мы, жильцы, уже накопили на своём счету больше двух миллионов рублей. Казалось бы, ну и пустите эти деньги на обновление здания, ведь в Москве подобные дома просто сносят. Ничего подобного, по плану наш ремонт начнётся в 2032-2034 году! Процентов 80 жильцов просто не дотянет до этого срока. А на счету между тем скопится, по самым скромным подсчётам, примерно семь миллионов рублей. Это какая-то грандиозная ЖКХ-афера, когда ты покорно платишь за то, чего никогда не дождёшься и не увидишь...»

Сколько подобного «хрущёбного» фонда сегодня в Волгограде, Камышине, Волжском, задаётся резонным вопросом читательница? И есть ли смысл обновлять такие дома? Не эффективнее ли будет пусть постепенно, но вводить программу реновации по образцу столицы?

Дом раздора

Но не надо думать, что если вы всё-таки дождались капремонта, то в доме наступит другая жизнь и иной уровень комфорта.

Так, в региональной думе рассказали о ситуации с капремонтом в четырёхэтажном доме № 5 постройки первых послевоенных лет на ул. Калининградской в Волгограде. В здании должны были обновлять фундамент, кровлю, фасад, коммуникации. Но работа стоит по неожиданной, казалось бы, причине. Треть собственников, жильцы и коммерческая организация, занимающая первый этаж здания, не дают ремонтникам доступ к внутренним сетям и оборудованию.

   
   

Проблема попала в поле зрения облдумы потому, что случай этот не единственный. И решить вопрос могло бы, по мнению экспертов, применение единого регламента взаимодействия всех участников капремонта. Подобный документ утверждён в начале 2020 года, сейчас его пытаются применять на практике. Получается не очень.

И даже если ремонт провели, жильцы не могут спать спокойно. Так, в Волжском местным властям несколько раз выдавались предписания привести в порядок малоэтажный дом 1957 г. постройки. В конце концов собственники квартир обратились в суд, и дом наконец внесли в ближайший план по проведению капремонта.

Однако подрядчик работ, одна из местных стройкомпаний, настолько некачественно провела работы в 2017 году, что уже сейчас дому требуется повторная реставрация. Теперь, согласно вступившему в силу решению суда, областной фонд капремонта и выбранный подрядчик должны заново привести в порядок цоколь и фасад дома.

Аналогичные вопиющие ситуации с некачественным капремонтом отмечены не только в Волжском, но и в областной столице в переулке Аэропортовском, на улице Московской, Новодвинской и ряде других. В фонде  капремонта заверяют: все недостатки устранят. Но как-то расточительно получается – сначала делать, а потом переделывать, и к тому же перспектива переживать капитальные работы второй раз не очень радует жильцов...

Больше прав?

Действенный способ контроля над капремонтом существует, и это общественные экспертные организации. Пятый год в Волгоградской области работает подобная горячая линия по вопросам капремонта. Она была создана на добровольной основе специалистами региональной общественной жилищной инспекции.

В нынешнем году общественная горячая линия работает три раза в неделю вместо двух – во вторник, среду и четверг. Количество обращений доходит до 25-40 звонков в день.

– Главная задача горячей линии – оказание помощи собственникам в вопросах капремонта, – рассказывает председатель общественного совета фонда капремонта, руководитель общественной горячей линии по вопросам капремонта Евгений Волохов.

По данным волонтёров и общественников, если в первые годы реализации программы кап­ремонта обратившихся на горячую линию людей интересовала законность взимания взносов на капремонт, то позже на первый план вышли проблемы качества выполненных работ.

Сейчас порядка 78-80% обращений предсказуемо касаются финансов: начисления платежей, оформления рассрочки, погашения задолженности. А вот обращений по срокам и качеству работ по капремонту становится меньше.

Есть и одно важное новшество, которое может облегчить жильцам жизнь. Согласно принятым в июле 2020 года поправкам в Жилищный кодекс РФ, выбранный самими жильцами председатель домового совета наделён теперь правом заключать договоры управления домом, оказания услуг по его содержанию и ремонту без всяких доверенностей, если общее собрание жильцов делегировало ему такие полномочия. Одновременно новый статус  предоставляет возможность для контроля за ходом капремонта.

Но, как напоминают в один голос эксперты сферы ЖКХ, у жильцов никто не отнял и ещё одну возможность, изначально заложенную в законе, – копить средства на капремонт самостоятельно и по своему усмотрению ими распоряжаться. Но для такой работы нужно и время, и специальные знания, и потому пользуются ей, как показала практика, лишь единицы.

Кстати
Программа капремонта стартовала в Волгоградской области в 2014 г. За это время были отремонтированы 1368 многоквартирных домов, заменено 649 лифтов. В соответствии с планом работ 2020 г. в регионе намечено обновить общедомовое имущество более 380 многоквартирных домов, заменить 268 изношенных лифтов. По информации регоператора, сегодня порядка 120 многоквартирных домов уже сданы в эксплуатацию.

Полезно знать

  • Телефон общественной горячей линии по капремонту – вторник, среда и четверг, с 9 до 12 ч: (8442) 59-69-05;
  • приёмная регоператора капремонта: (8442) 94-05-06;
  • расчётно-абонентский отдел – с 8.30 до 17.00: (8442) 94-19-95, 94-23-22, 94-23-45, 94-19-81.

Обращения по вопросам капремонта направляйте на электронную почту kapremont@volganet.ru, в Instagram  kapremont_34, а также по адресу: 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 32а.

Ответы на часто задаваемые вопросы есть на сайте фонда капремонта: www.fond34.ru.

Внимание! Личный приём граждан специалистами фонда капремонта пока временно приостановлен.

Комментарий
Директор организации «Центр содействия участникам сферы ЖКХ» Вячеслав Гончаренко: «Суть капремонта – это обновление и восстановление требуемых качеств дома, которые были утрачены за период многолетней эксплуатации, но ни в коем случае не ухудшение его характеристик. Жильцам стоит выявить ненадлежащее качество работ по капремонту ещё в процессе его проведения, а ещё лучше – при анализе, совместно с экспертами, предоставленной проектной документации. В таком случае недостатки могут быть устранены намного быстрее. В соответствии с действующим законодательством гарантийный срок на выполненные работы по капитальному ремонту составляет не менее пяти лет с момента подписания акта приёмки выполненных работ. Здесь следует учитывать следующую тонкость: если средства жильцов аккумулирует фонд капремонта, то он и отвечает за качество работ. Если взносы жильцов копились на спецсчёте, то ответственность лежит на его владельце – управкомпании, ТСЖ или ЖСК. В случае обращения в суд жильцы должны аргументированно доказывать факт проведения ненадлежащего капремонта. При этом они вправе обращаться за доказательной базой в любой независимый экспертный центр на свой выбор».

Точка зрения
Региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Валентина Гречина: «Многие вопросы, в том числе связанные с допуском подрядчика в квартиры или подключением уже отремонтированных инженерных сетей, можно было бы своевременно урегулировать в режиме рабочего диалога, не дожидаясь, пока ситуация станет напряжённой. Что же касается прописанного в Жилищном кодексе РФ нового порядка общественного контроля над капремонтом, то человек, взявший на себя функции главы домового совета, должен не только находить общий язык с жильцами, но также и с управляющей организацией, местной властью, региональным фондом капремонта и другими структурами, от которых зависит создание комфортных условий проживания в доме».