«Концессии» покинул «Лидер». Что теперь ждет волгоградцев в сфере ЖКХ

Причиной разрыва отношений стала резонансная авария осени 2022 г. © / Виктор Яшуков / АиФ

Одно из главных событий местной повестки дня: федеральная компания ЗАО «Лидер», в чьём управлении находились организации «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения», решила выйти из проекта. Хорошая это новость или плохая, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье». 

   
   

Что пошло не так?

Напомним, власти Волгограда сдали в концессию имущество МУП «Горводоканал Волгограда» ещё в середине 2015 г. на 30-летний срок. Тогда это был один из первых опытов государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ, который ставили в пример муниципалитетам всей России. Скептики же, напротив, говорили, что отдать коммуналку в частные руки, пусть с сохранением частичного контроля, чревато большими неприятностями.

В развитие коммунальной инфраструктуры инвестор должен был вложить около 59 млрд руб. (для сравнения – годовой бюджет всей области в 2014 г. был порядка 80 млрд руб.). 

Пришедшие к управлению городскими теплосетями в сентябре 2016 г. «Концессии теплоснабжения» планировали вложить в развитие сетей порядка 29 млрд руб. 

Но горожане никаких преимуществ с приходом «Концессий» не увидели. «Единственное, что менялось – это плата за услуги, особенно по теплу, – признаётся волгоградка Надежда Мазурова. – Так, за отопление своей «трёшки» я заплатила в марте больше 5 тыс. руб.». 

«У нас на улице Кузнецкой в Ворошиловском районе на днях произошёл очередной порыв на сетях, воду отключили по всему кварталу, – возмущается волгоградец Олег Смирнов. – Концессии управляют почти десяток лет, а с километрами гнилых труб так и не управились».  

Справедливости ради отметим, что некоторые эксперты всё же находят плюсы в деятельности концессионеров:

   
   

– С приходом «Концессий» начали серьёзно заниматься автоматизацией центральных тепловых пунктов, что даёт возможность дистанционно контролировать работу оборудования, – отмечает сопредседатель всероссийского движения «Хартия солидарности в сфере ЖКХ», экс-вице-мэр Волгограда Олег Капустин. – Стали активнее применять трубопроводы на основе новейших материалов, которые долговечны и не подвергаются коррозии. 

Но, как говорится, не спасло.

– Изначально в концессионном соглашении график инвестиций оказался расписан странным образом, – объясняет причины провала финансовый эксперт ОНФ Эдгар Петросян. – Если в первую пару лет обе концессии активно инвестировали в обновление сетей, то затем выяснилось, что ударный заряд этих средств расписан на очень далёкие 2040–2044 гг. На 2021–2023 гг. было запланировано инвестировать лишь сотую часть от общего объёма – по 193 млн в год! В мэрии тогда честно признали, что этих денег хватит лишь на реконструкцию сетей с большим износом. В итоге износ систем шёл так же, как и при муниципальном управлении, если не быстрее. Пусть волгоградская школа отдачи критической инфраструктуры в концессию станет уроком для других муниципалитетов, и на наших ошибках будут учиться.

Кто новый хозяин?

А что же всё-таки ждёт наш миллионный муниципалитет? Уже известно, что управлять сетями будут новые концессионеры.

«Из-за нестабильности на финансовых рынках и рынках сырьевых ресурсов возложить ответственность за работу систем ЖКХ с таким большим объёмом проблем исключительно на коммерческие структуры нельзя и неправильно», – сообщил губернатор Андрей Бочаров в ходе встречи с гендиректором ЗАО «Лидер» Анатолием Гавриленко. Здесь же глава региона отметил: толчком к принятию решения о смене концессионера стала резонансная авария, случившаяся осенью прошлого года на коллекторе в центре Волгограда.

По информации администрации региона, управление концессиями теперь распределят между АО «Корпорация развития» и АО «Волгоградобл­электро». 100% акций обеих компаний принадлежат областному комитету госимущества, так что можно сказать, что сфера передана в государственное управление. Облигации концессий уже выкуплены новыми собственниками. 

Волгоградцам пообещали, что принятое решение не повлечёт изменение тарифа для жителей, одновременно позволит сделать тариф более прогнозируемым.

Кстати
Горожане, которые обратились в суд с исками к «Концессиям» по следам осенней аварии, пока не намерены отказываться от своих претензий (о возможности присоединиться к иску мы писали в предыдущем номере). Очередное судебное заседание по этому поводу должно состояться уже на текущей неделе. Каждый из пострадавших требует 10 000 руб. компенсации морального ущерба.