Дело ясное – дело темное. Стоит ли ждать понижения тарифов на электроэнергию

Новые тарифы на электроэнергию поневоле заставят перейти на режим строгой экономии. © / Александр Фирсов / АиФ

Вы как-то писали о судебном конфликте жительницы Волгограда и «Волгоградэнергосбыта» из-за долга за электроэнергию. Чем это дело закончилось?
А. Маляев, Волжский

   
   

Это дело, а именно судебный конфликт между волгоградкой Анной Яковенко и «Волгоград­энергосбытом» из-за несправедливого, по мнению жительницы, начисления за электроэнергию, пока не завершено – суды продолжаются. «АиФ»-Нижнее Поволжье» продолжает следить за развитием событий, а заодно разбираться в причинах, его спровоцировавших.

Во всём виноват Чубайс

Начать надо с того, что отдельные структуры по сбыту электроэнергии – явление относительно новое для экономики страны. Рождённые в СССР хорошо помнят времена, когда энергетическая структура была единой и неделимой, а за электричество домохозяйства платили копейки. Если бы кто-то тогда сказал, что счета за электричество будут съедать немалую часть зарплаты, да к тому же в любой момент у вас может образоваться фантастический долг, никто бы не поверил. 

Но надо сказать спасибо Анатолию Чубайсу – страшилки он сделал былью. В 2008 г. была завершена реформа РАО «ЕЭС России», в ходе которой единую российскую энергосистему разделили на множество компаний: сетевых, генерирующих, сбытовых (последние получили статус «гарантирующих поставщиков»). 

В результате реформы сетевая, распределительная и диспетчерская деятельность остались под контролем государства, а генерация и сбытовая  перешли в частные руки. А раз так, то во главу угла была поставлена прибыль. И если до реформы государство регулировало 78% от общего объёма мощностей в РФ, то после – 45%. 

Никуда ты не уйдёшь от нас

Но вернемся к сбытовым структурам – тем самым «гарантирующим поставщикам», которые были созданы в каждом субъекте РФ. Их определяет Минэнерго РФ, такие структуры ведут учёт потребителей электроэнергии, выписывают и направляют им счета, занимаются взысканием задолженностей, т. е. работают как абонентские отделы.  

Эксперты сейчас сходятся в том, что такого рода «технические прокладки» – избыточное наследие сомнительных экономических схем начала нулевых. Тогда, если помните, у каждого уважающего себя предприятия был «торговый дом» – отдельная пафосная структура, которая ничего не производила, а занималась исключительно сбытом. Структура со своим штатом, сотрудниками, зарплатами, офисами, налогами и т. д. Все дополнительные издержки закладывались, конечно, в цену для конечного потребителя – а куда же ещё? 

   
   

И существовали все эти мыльные экономические пузыри ровно до тех пор, пока производители не просчитали издержки и не осознали, что куда рентабельнее и проще сосредоточить производство и сбыт на одном предприятии, создав обычный торговый отдел. То есть оптимизировать расходы.

Но в электроэнергетике схема живёт и процветает: электроэнергия отдельно, сбыт – отдельно. Чтобы последний существовал и неплохо себя чувствовал, есть сбытовая надбавка, которая составляет согласно данным из открытых источников в Волгоградской области 11%. То есть сбытовики получают 11% от стоимости каждого кВт∙ч. 

При этом самое интересное, что реформа 2008  г. в своё время задумывалась именно с целью создать конкуренцию в энергетике, снизить тарифы на электроэнергию. Всё по классике – «хотели как лучше». 

Однако прошло 16 лет, и мы видим, как быстро «снижаются» тарифы, иногда даже по два раза за год. Не возникло и конкуренции – сбытовая энергетическая структура остаётся в нашем регионе, как и в других РФ, монополистом. И пригрозить компании, мол, будете обижать и выставлять необоснованные счета за электричество, уйду к другим – это из разряда анекдотов.

Вопрос политический

Жизнь доказала: квазирыночный институт «гарантирующих поставщиков», придуманный господином Чубайсом,  оказался бессмысленным и избыточным, а по отношению к потребителям – беспощадным. И если функции сбытовиков передать сетевым компаниям, то схема станет только проще и эффективнее, а надбавка в 11% окажется ненужной.

– На самом деле это вопрос политический, – считает бывший депутат Госдумы, Волгоградской областной думы Михаил Таранцов. – Надо признать, что приватизация была проведена в интересах крупного бизнеса, мы сегодня просто имеем дело с последствиями. Что-то изменить здесь не так просто – у руля многих тех же сбытовых структур в энергетике стоят влиятельные люди, там замешаны серьёзные финансовые интересы, и за них будут бороться. Между тем в своё время фракция КПРФ в Госдуме была единственной, кто выступал против ряда «рыночных» законов, включая реформу РАО «ЕЭС России». Уже тогда речь шла о том, что это будет не просто ошибка, а удар по экономике, по людям, чувствительный как для домохозяйств, так и для предприятий. Вспомним – советская модель экономики была успешной за счёт ряда причин, в том числе из-за того, что энергоносители находились в руках государства. Электроэнергия стоила копейки. Моё твёрдое убеждение: генерацию, распределение, сбыт энергии должно регулировать исключительно государство. Это единственный путь, который может спасти отрасль и который приведёт к снижению тарифов. 

Услышат ли подобное мнение те, от кого зависит принятие решений – вопрос. Но подобное не исключено – реформы последних двух лет показывают, что государство постепенно возвращает себе функции контроля и перенастраивает экономику на оптимальный режим, секвеструя ненужные расходы. И здесь электроэнергетика даёт обширное поле деятельности…

Цифра
На 9,1% вырастет плата за электроэнергию с 1 июля 2024 г. в Волгоградской области (+49 коп. за один кВт∙ч).

Справка

Контрольным пакетом акций ПАО «Волгоградэнергосбыт» владеет иностранный капитал. Так, согласно данным Интерфакса, обнародованным 09.08.2023, кроме ООО «Грайс» (с учредителями на Кипре) и Suarez Limited (Кипр), акциями предприятия владеют ООО «Волга-М» – 22,7% и ООО «ЭлФинанс» – 15%. (из годового отчёта за 2022 г.)

По данным сайта energosale34.ru, в качестве акционера указана и компания «Анертико инвестментс лимитед», у неё 8,02% акций (страна регистрации – Кипр, как следует из открытых источников). Таким образом, Suarez Limited, «Анертико инвестментс лимитед» и ООО «Грайс» владеют 53,5% акций ПАО «Волгоградэнергосбыт».

Комментарии

Д. э. н., профессор Волгоградского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Бельских:

– Реформа РАО «ЕЭС России» оказалась половинчатой, дробление естественной монополии прошло в интересах крупного энергетического бизнеса.


Производство энергии было разделено на несколько крупных компаний, что способствовало созданию конкуренции на оптовом рынке. Но в сфере сбыта получилось по-другому. Его передали в руки локально созданных искусственных монополий, смысл существования которых – рост тарифов и цен для конечного потребителя. Жёсткая борьба с неплатежами и неплательщиками приводит к росту социальной напряжённости. При этом, в отличие от большинства  других стран, на потребительском энергетическом рынке России нет конкуренции, поэтому цены никогда не будут адекватны экономике. Растущие тарифы на электроэнергию сдерживают экономический рост, снижают уровень международной конкурентоспособности нашей промышленной продукции, АПК, ухудшают качество жизни людей. 

Единственный способ избежать роста цен – это создать реальную конкуренцию в сбытовом секторе, дать потребителям возможность выбора.  От действующей модели следует отказаться в интересах общества и национальной экономики в целом. 

Д. э. н., профессор Волгоградского института управления – филиала Президентской академии Татьяна Иванова:

– Тариф на электроэнергию регулируется органами исполнительной власти, в Волгоградской области – комитетом тарифного регулирования. При этом для населения утверждается льготный тариф, т. е. ниже экономически обоснованного. Разница между экономически обоснованным тарифом и льготным покрывается за счёт повышенного тарифа для ряда прочих потребителей – так реализуется механизм перекрёстного субсидирования, предусмотренный на федеральном уровне.  

По результатам проведения экспертизы заявок ресурсо­снаб­жающих организаций (РСО) комитетом в рамках тарифного регулирования в сфере электроснабжения были исключены 31,71% расходов как экономически необоснованных и/или документально не подтверждённых. Проверить величину конечного тарифа можно на официальном сайте ПАО «Волгоградэнергосбыт». Величина тарифа на электрическую энергию для населения имеет законодательное ограничение, а по Волгоградской области является одной из самых низких в ЮФО. При этом характеристики собственников ресурсоснабжающих организаций на формирование тарифов на электроэнергию влияние не оказывают.