Износ 80%. Почему в Волгограде невкусная питьевая вода

Григорий Белозеров / АиФ

В Волгограде уже вторую неделю проводятся плановые отключения воды. Жители города ругают городские службы, набирают воду во все возможные емкости и пережидают период отключения в режиме жесткой экономии.

   
   

Корреспонденты «АиФ-Волгоград» побывали на водозаборной и водоочистительной станциях и своими глазами увидели, чем же заняты коммунальщики, когда в городе пропадает вода. 

Операторская дежурных машинистов. Отсюда идёт управление всей водозаборной станцией. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

Когда отключают воду

Вся вода, поступающая в дома волгоградцев, берётся из Волгоградского водохранилища. Там на глубине 20 метров расположены две бетонных оголовки (сооружения, отвечающие за забор воды), ежедневно через них проходит 200 тыс. кубометров воды.

В течение 18 часов рабочие производили замену насосного оборудования. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

«Этого количества воды хватает, чтобы обеспечить жидкостью три района Волгограда: Тракторозаводской, Краснооктябрьский и Дзержинский. Это где-то 70% жителей Волгограда, - рассказывает Павел Гладков, заместитель начальника цеха северных ВОЗ насосной станции первого подъёма. – Сейчас сбор воды остановлен, трубы исследуют водолазы. Специалисты документируют всю работу на камеру, в дальнейшем после просмотра материала, мы сможем увидеть, что в первую очередь нуждается в ремонте».

Замена насоса позволит избежать аварий в зимнее время. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

На все работы коммунальщикам выделяют всего сутки. За это время рабочие должны успеть провести замену деталей на насосной станции.

«Только при отключении воды мы можем производить ремонт на насосной станции. В «сухих» условиях происходит замена обратного клапана насоса. Помимо наших рабочих, помогают уложиться в срок и подрядчики. Сами работы длятся не менее 18 часов», - продолжает Павел.

Средства на ремонт «Горводоканал» собирает несколько месяцев. У МУПа постоянные проблемы с финансированием, возможности производить ремонт чаще нет. Поэтому раз в год в домах волгоградцев и пропадает вода. Зимой же отключения могут происходит из-за разрыва изношенных водопроводных коммуникаций. Чтобы заменить все изношенные трубы не хватит и годового бюджета Волгограда.

   
   
Ремонт можно делать только тогда, когда вода отключена. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

Пить можно

После водозаборной станции, вода попадает на очистительные сооружения. Время путешествия жидкости с Латошинки (места забора) до Водоотстоя (места очистки) - более трёх часов.

Очистительные сооружения представляют собой девять отстойников, с двумя блоками фильтров. Сам процесс очистки ведётся непрерывно - 24 часа в сутки. 

«Существует несколько ступеней очистки питьевой воды, - объясняет Сергей Свеженцев, заместитель начальника цеха группы северных ВОЗ. – Сначала мы добавляем в воду реагент, после начинается процесс отстаивания, конечным пунктом становится фильтрация и очищение воды хлором и песком. Чтобы вода была ещё чище, мы сегодня заменили фильтры, отработавшие свой срок. Так что не удивляйтесь, если вкус у воды изменится».

Очистные сооружения, построенные в 80-х годах. В огромных бетонных контейнерах происходит фильтрация и обеззараживание воды. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

По словам специалиста, нам с водой повезло. Из Волгоградского водохранилища вода изначально поступает без примесей.

«Очистка воды ведётся хлором, после в лаборатории мы проводим пробы на хлор и жесткость воды. Образцы жидкости отсылаем в СанПиН. И только после их исследований вода поступает к потребителям», - продолжает Сергей Свеженцев.

Ежедневно через девять фильтров проходит очистка 320 тысяч кубических метров воды. После очитки вода поступает в машинный зал. Здесь через шесть насосов она перекачивается и по водопроводам «стучится» в квартиры волгоградцам.

Лаборатории «Горводоканала» 86 лет. Химик Антонина Филиппова проверяет воду на наличие хлора. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

«От нас вода выходит чистая, но вот до потребителя не всегда доходит первоначальный продукт. Из-за старых домовых коммуникаций вода приобретает ржавый оттенок. Потому не спешите первыми включать воду после её отсутствия. Подождите, пока это сделают соседи. И даже после этого, открыв кран, подождите минут пять. Вот, такую воду уже можно пить», - советует Антонина Филиппова, инженер-химик первой категории.

Износ – 80%

Трубы в домах большинства волгоградцев были установлены 50-60 лет назад. Какой бы степени очитки вода не выходила из водоканала, проходя через трубы, она становится гораздо хуже. Употреблять её без опаски можно, только если на всём протяжении от водоочистительной станции до кухонного крана будут установлены новые трубы. Этим Волгоград похвастаться, увы, не может. Уровень износа всех коммуникаций водоканала составляет 80%.

Спокойно пить воду из-под крана волгоградцы не решаются и из-за её вкусовых качеств. Хлорированная жидкость часто дурно пахнет и неприятна на цвет. 

 «Хлор меняет не только вкус воды, её запах и окрас, но и воздействует на химический состав. Избыток хлора в воде приводит к появлению сильного привкуса и запаха. Неприятное послевкусие оставляет в воде органика, появляется затхлый, землистый запах. Наличие минеральных веществ придаёт воде солёный, содовый привкус, а железо и марганец – металлический», - рассказывает Николай Кулешов, учитель химии. 

 

Машинный зал водоочистительной станции. Вот отсюда вода уходит в квартиры потребителей. Перекачивают воду шесть огромных насосов. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

По словам специалиста, обеззараживание хлором убивает жизнь в воде и способно нанести существенный вред человеческому организму. А употребление такой жидкости никогда не проходит бесследно для здоровья. Поэтому очистка воды с использованием жидкого хлора потихоньку уходит в прошлое. На смену химии приходит ультрафиолет. Первым мегаполисом, в котором вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом стал Санкт-Петербург. Там последний баллон с хлором торжественно вывезли в июне 2009 года. Не используют жидкий хлор и наши ростовские соседи.

В Волгограде перейти на обработку ультрафиолетом пока не предоставляется возможным. Старые коммуникации, пережившие войну, требуют полной модернизации. Но у МУПа денег на замену оборудования нет. 

Оборудование изношено на 80%. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

«Единственный выход для крупных городов модернизировать свои сети – концессионный договор, - комментирует ситуацию заместитель главы администрации Волгограда Андрей Потапов. – Для обновления волгоградских коммуникаций требуются колоссальные вложения, город такие растраты не потянет. Поэтому принято решение на 25 лет отдать МУП в частные руки. Конкурс по поиску инвестора будет объявлен в октябре. Планируется, что в модернизацию водоканала будет вложено более 20 млрд. руб.».

Чиновник обещает, что в ближайшие 3-4 года город освоит основную часть вложенных средств. Растягивать процесс освоения денег 25 лет властям невыгодно, ведь впереди Чемпионат мира по футболу. В том состоянии, в котором прибывают городские сети сейчас, встречать мировое первенство стыдно. 

Читайте также: куда сходить на выходные в Волгограде.