Ликбез по проблемам воспитания провела заведующая психологической лабораторией Волгоградского областного центра психического здоровья детей и подростков Елена Михайленко.
Точка невозврата
Лариса Шеремет, «АиФ-Волгоград»: Можно ли было остановить этих подростков от роковых выстрелов?
Елена Михайленко: Сложно сказать. Мы не знаем всех обстоятельств трагедии. Родители должны были найти слова, которые остановили бы подростков у опасной черты; убедить, что они их любят, готовы им помочь… Но либо этих, важных для них, слов так и не было сказано, либо конфликт был настолько глубокий, что подростки в их искренность просто не поверили.
Эта трагедия должна стать уроком для всех родителей. Есть море литературы по воспитанию, есть статьи в Интернете, после которых хочется обнять, приласкать своего ребёнка, но мало кто их читает. Мы всё знаем об уходе за детьми, как младенца приложить к груди, с какого периода начинать прикармливать малыша и т. д и т. п. Чего не скажешь об основах воспитания… При этом подавляющее большинство родителей свято уверены, что воспитывают детей правильно. Сыт, обут, ни в чём не знает отказа - что ему ещё надо? А он нуждается в общении с вами, ждёт внимания к себе. И особенно в подростковом возрасте!
Это не значит, что вы всегда и повсюду должны быть рядом с ребёнком. Это значит, что нужно выстроить с ним доверительные отношения, держать «канал связи» открытым. Мы не сможем, как бы того ни желали, уберечь детей от всех напастей, но в моменты, когда на них сваливается беда, переживания, они должны чувствовать связь с родителями и не бежать из дома, а, напротив, искать у мам и пап, бабушек и дедушек понимания и помощи. Когда ребёнок уверен в том, что ему есть к кому обратиться, что взрослые готовы понять и оказать поддержку, а не окончательно испортить ему жизнь, он расскажет нам обо всём, потому что это естественно для человека - делиться, просить помощи и принимать её.
Лекарство от ревности
- С появлением сотовых телефонов «канал связи» работает бесперебойно. Мы нередко достаём детей многочисленными звонками.
- И как мы общаемся? «Ты из школы уже вернулся? Как там дела? Ты поел? Уроки сделал? А полы дома вымыл?». Функции родительства сводятся к установке задач и контролю за их исполнением. За неисполнение грозим санкциями: «не получишь этого», «не пойдешь гулять» - и далее в том же репрессивном духе. Это не способствует установлению доверительных отношений.
Нужно просто найти несколько минут в конце трудного рабочего дня для того, чтобы погладить, обнять ребёнка, расспросить, а не допросить его о делах в школе. В наших силах создать атмосферу, когда дети будут доверять нам свои сокровенные тайны. Но у большинства мам и пап, которые работают с утра до поздней ночи, на это, как правило, никогда не хватает времени.
Воспитание детей проходит стихийно, мы зачастую даже не замечаем, что в жизни ребёнка происходят роковые перемены. А потом, когда случается беда, рвём на себе волосы и ищем оправдания: «Да я же для него всё, а он такой-сякой, неблагодарный». Поздно приходит осознание, что семейные ценности не измеряются толщиной родительского кошелька.
- С какими проблемами в ваш центр обращаются родители?
- По самым разным. Часто обращаются родители, пытающиеся понять, почему старший ребёнок постоянно дерётся с младшим, почему они не хотят делиться игрушками. Они хотят получить совет, как можно сгладить соперничество и ревность между детьми. Как правило, в качестве лекарства от ревности родители начинают задабривать, покупать подарками старшего ребёнка. И тут рождается новая волна проблем. Тёплых чувств к малышу у старшего как не было, так и нет, но он понимает, что может манипулировать родителями.
Особая тема - школа. Ребёнок стал плохо учиться, не слушается, недисциплинированный, дерётся, в конфликте со сверстниками, с учителями…
Кроме того, сейчас очень конфликтными стали разводы. Экс-супруги делят детей, как имущество, просто раздирая их по живому, не учитывая ранимую детскую психику. Отцы судятся за детей, чтобы досадить бывшим жёнам, зная, что самое уязвимое место для женщины - это ребёнок. Матери стараются внушить детям, что их отец - негодяй.
На любящего и маму, и папу ребёнка сваливается такая гора взрослых проблем, что не каждый специалист сможет помочь. Но самое главное, что в помощи психолога нуждается не ребёнок, а в первую очередь его родители, которые бросили его в круговорот своих амбиций и обид.
Но есть родители чуткие, любящие, которые готовы признавать свои ошибки, готовы меняться к лучшему ради блага своего ребёнка. Это радует.
- Говорят, что после консультаций психологов, психотерапевтов мамочки плачут. Это правда?
- Бывает. Как правило, приходят воинственно настроенные женщины: «Вот мой ребёнок, он такой плохой, сделайте с ним что-нибудь, чтобы стал хорошим. Мы уже всё перепробовали, не слушается, не исправляется». Выясняется, что родители использовали весь арсенал своих средств: от уговоров и попыток материально заинтересовать своё чадо до унижений и оскорблений перед соседями и окружающими. Смотришь, а сидят перед тобой не мать и сын, а два ребёнка, которые на равных выясняют отношения и не могут никак помириться.
Начинаем выяснять причины, распутывать клубок проблем виток за витком, и выясняется, что ребёнок так поступает из-за отсутствия родительского внимания, из-за конфликтов между близкими людьми и других причин. Своим поведением он кричит: «Да вспомните же вы обо мне, услышьте меня, уделите мне внимание». И когда до родителей доходит, что поведение ребёнка - это следствие их ошибок, принять такое бывает очень больно.
Воспитывать нужно нас - взрослых. Учить преодолевать трудности, искать выходы из самых сложных проблем. И ваш, мамы и папы, пример - это самый эффективный способ привить ребёнку уверенность, что всё в нашей жизни поправимо, нет безвыходных ситуаций.
Наши копии
- Есть замечательный афоризм: «Не бойтесь, что ваши дети вас не слушают, бойтесь того, что они за вами наблюдают».
- Замечательные слова. Дети всегда копируют своих родителей. Они как губка впитывают их принципы, установки, взгляд на мир и отношение к окружающим. Чутко реагируют на фальшь. Например, мама учит ребёнка уважать старших, но при этом может позволить себе обозвать соседку-пенсионерку «старой дурой». Или в присутствии детей жалуется на своё начальство и критикует, не стесняясь в выражениях, а потом требует от детей уважения к учителям. Как он будет ей верить?
В семье формируется отношение к окружающему миру. И если дети изо дня в день постоянно слышат от взрослых, что все люди негодяи, что мир жесток, вряд ли такие установки помогут сформировать открытое и позитивное отношение к жизни. Нередко у нас, взрослых, есть основания утверждать, что мир несправедлив к нам, но для того, чтобы наша жизнь стала чуть лучше, нужно уметь замечать не только плохое, но и хорошее. И этот навык сохранять оптимизм нужно привить и ребёнку.
- А есть какая-то программа-минимум, которую должен выполнять каждый хороший родитель?
- Любить своих детей и быть к ним внимательными. Интересоваться их жизнью, а не шпионить за ними, быть рядом всегда, особенно в трудную для ребёнка минуту, уметь выслушать и принять их точку зрения. Детям не важна ваша жертвенность в добывании хлеба насущного, им необходима ваша поддержка и защита.
Смотрите также:
- «Как сказать об этом маме?» Чем дети анонимно делятся по телефону доверия →
- Волгоградка не помнит, как рожала дочь →
- Контрольная для трусишки →