Работа над ошибками. Как родителей учат находить подход к детям?

Алима Беркалиева объясняет: в помощи часто нуждаются самые благополучные семьи. © / Ирина Артемова / АиФ

«У нас с сыном всегда царило взаимопонимание, и вдруг он стал чужим, – переживает 34-летняя Ольга. – Всё время нет дома, не разговаривает со мной, грубит… Что делать, не знаю».

   
   

Родителям, у которых возникли проблемы в общении с ребёнком, специалисты советуют решать их как можно скорее. Помочь в этом плане есть кому: в Волгоградской области третий год действует разветвлённая сеть бесплатной социально-психологической помощи родителям с детьми.

Не просто зубрила

Принято считать, что, если у ребёнка проблемы, то помощь психолога нужна прежде всего ему самому. Ещё один устойчивый стереотип – в такой поддержке нуждаются только дети из неблагополучных семей.

Но всё это справедливо лишь отчасти. 

Педагог-психолог региональной социально-психологической службы «Гармония» Алима Беркалиева запомнила случай, когда обратился к ней очень успешный талантливый парень с просьбой научить родителей понимать его. Он учился в 11-м классе, готовился к экзаменам и поступлению. Большой умница, абсолютно одарённый, интеллектуал. 

Конечно, ЕГЭ и выбор профессии – это стресс для всех без исключения. Но при способностях этого ребёнка, что, казалось, могло ему помешать добиться успеха?

– К тому же и семья вполне благополучная, родители занимали довольно солидные посты. А он пришёл ко мне со словами: «Мне трудно, я боюсь не справиться! А меня ещё и родители не поддерживают!» – вспоминает Алима Камильевна. 

   
   

И, как оказалось, дело было совсем не в том, что мама и папа мешали парню учиться. Они просто не поддерживали его стремление поступить в серьёзный вуз с высокими конкурсами. Настаивали на учебном заведении попроще, что было, по их мнению, надёжнее. Ведь тогда, как им казалось, он поступит наверняка. А у парня от неверия в его силы самых близких людей опускались руки. Вот и пошёл к психологу...

Пришлось пригласить маму и папу, рассказать, какой их сын на самом деле. Показать результаты школьного теста умственного развития, который проводят специалисты со всеми выпускниками школы. «Я его недооценивала, оказывается? – с удивлением произнесла тогда мама. – Думала,  он просто зубрила!» Так что гениальным детям тоже бывает трудно добиваться своей мечты. И им порой очень не хватает поддержки с виду благополучной семьи. 

Этот случай, к счастью, закончился хеппи-эндом. После нескольких месяцев работы специалистов парень уже был счастлив и улыбался. А родители ходили на встречи с психологом всегда вдвоём. И это, по словам Алимы Камильевны, было особенно важно и приятно.

«А я его понимаю…»

Однако бывают и противоположные случаи, когда у родителей весьма завышенные ожидания от отпрыска. Особенно часто с этим приходится сталкиваться, когда идёт прием в первый класс. Услышав от сына или дочери, например, пару-тройку предложений на английском языке, мамы и папы считают, что их малыш к школе абсолютно готов. И таких бывает весьма трудно убедить, что о готовности ребёнка к учёбе говорит не умение читать и писать, а такие качества, как организованность, усидчивость, умение общаться и ладить с другими детьми и учителем.

Очень часто родители не верят и в то, что сложности у малыша могут возникнуть из-за проблем с речью, например. «А я его понимаю!» – парирует аргументы логопеда обиженная мама. Но ей готовы не только терпеливо объяснить, как необходима в процессе обучения и общения со сверстниками правильная речь, но и предложить профессиональную помощь. И помощь бесплатную.

Психология удалённой жизни

Инициатором создания службы три года назад стала ГБОУ «Волгоградская школа-интернат «Созвездие».

– Когда в 2019-м наша школа только заявлялась на участие в гранте на эту тему, никто и предположить не мог, насколько такая работа окажется актуальной, – говорит директор ГБОУ «Созвездие» Татьяна Кобзева. – Психологическая помощь родителям всегда важна, а в условиях пандемии и дистанционного обучения она вышла чуть ли не на первый план. Особенно трудно пришлось родителям школьников. Даже название новой службы – «Гармония» – оказалось в помощь людям, которые искали покоя и равновесия в семьях, во взаимоотношениях с детьми.

Специалисты службы отмечают: существование в замкнутом пространстве – само по стресс, а уж когда находиться в нём приходится целой семье, неизбежны срывы. 

– Даже во время традиционных консультаций по приёму детей в первый класс, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ вопросы родителей имели особенно высокую степень тревожности, – рассказывает руководитель службы Ирина Новокщёнова. – И выходила на первый план комплексная работа по уменьшению, снятию этой тревожности прежде всего у мам и пап.

Работа в условиях пандемии заставила региональную социально-психологическую службу «Гармония» перейти сразу на три варианта оказания помощи. Это не только очные встречи, но и дистанционные консультации. В особых случаях, для тех, кто не может выехать к специалисту сам, осуществляются выезды на места, в семьи. Но, конечно, дистанционные консультации в новых реалиях оказались особенно востребованы.

Педагог-психолог службы «Гармония» Алима Беркалиева ещё и заведует социально-психологической службой школы «Созвездие». Она рассказала, что если в процессе консультаций на базе «Гармонии» выяснялось, что помощь нужна не только родителям, но и детям, то за дело брались уже специалисты школьной службы. 

Такой же алгоритм работы присутствует и в пунктах «Гармонии» на базе других учебных заведений, ведь порой нужен бывает именно комплекс мер поддержки семье. 

Всем ли нужен вуз?

Когда в 9-х классах с каждым ребёнком проводят школьные тесты умственного развития (ШТУР), их результаты бывает непросто объяснить именно родителям. Это исследование показывает не только уровень интеллекта, но и то, к каким предметам склонен тот или иной ученик, какую ему лучше выбрать специальность и обязательно ли поступать в вуз, чтобы добиться успеха. 

– Родители очень часто допускают одну и ту же ошибку – пытаются любой ценой в ребёнке воплотить то, чего самим не удалось добиться. Однако траектория постижения профессии может быть самая разная, и не всегда между вузом и успехом можно поставить знак равенства, – считает Алима Беркалиева. – Сегодня современные направления в колледжах не менее востребованы и дают возможность подросткам не только получить качественные профессиональные навыки, но и дальше учиться в вузе по укороченным программам. 

Главную задачу своей работы специалисты «Гармонии» видят в том, чтобы донести до родителей, что все дети талантливы, но они разные. Понять особенности и возможности ребёнка, поддержать его важно в первую очередь мамам и папам. Именно они для детей остаются самыми значимыми взрослыми.

Мнение
Директор ГБОУ «Школа «Созвездие» Татьяна Кобзева: «На базе «Созвездия» действует головной центр региональной службы психологической помощи «Гармония», но она изначально создавалась как разветвлённая сеть консультационных пунктов. 27 филиалов созданы во всех без исключения школах-интернатах Волгоградской области. А теперь к нам присоединились ещё и пять муниципальных школ в Волгограде, Суровикинском, Михайловском, других районах области. Надеемся развиваться и дальше».

Комментарий
Руководитель службы «Гармония», заместитель директора ГБОУ «Школа «Созвездие» Ирина Новокщёнова: «Очень важно, что помощь в социально-психологической службе «Гармония» бесплатна. Не все в состоянии платить за такую поддержку, особенно молодые пары. А именно у молодых семей порой не хватает опыта правильного общения как между собой, так и с детьми. Консультанты службы «Гармония» – дипломированные специалисты в области психологии, дефектологии, логопедии. Все они прошли специальные курсы повышения квалификации по современным программам, которые опробованы и зарекомендовали себя на всероссийском уровне. Порой, чтобы понять глубину проблем в той или иной семье, нужна именно такая всесторонняя помощь и диагностика».

Полезно знать

Единая региональная консультационная служба «Гармония» действует в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В её составе есть не только профессиональные психологи, но и учителя-дефектологи, логопеды, социальные педагоги. 

За профессиональной помощью сюда могут обратиться мамы и папы, имеющие детей до 18 лет, в том числе с ОВЗ. Консультируют и тех, кто воспитывает приёмных детей или намерен взять их в семью. 

Как обратиться в «Гармонию»: телефоны: 8 (8442) 37-01-66, 37-67-14, e-mail: shi_sozvezdie@volganet.ru, сайт: волгоград-гармония.рф.

Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»