Накануне празднования 80-летия победы в Сталинграде власти стараются как можно быстрее завершить масштабные работы по дополнительному благоустройству центра города-героя – Аллеи Героев и Центральной набережной.
Всё бы хорошо, но под топор в ходе таких работ пущены сотни деревьев, преимущественно возрастные вязы, акации и тополя. Возмущённые горожане атаковали мэрию звонками, обращениями, несколько активистов даже пригрозили судебными исками к городским властям. Насколько оправдана столь массовая вырубка «зелёных лёгких», разбирался «АиФ»-НП».
Вместо тополей – молодые хвойники
Последний скандал разразился совсем недавно, когда были массово вырублены тополя на набережной, возле исторического здания горводоканала. Причём работы проводились в диком темпе – спустя пару дней после вырубки на месте бывших огромных тополей уже торчали маленькие сосенки, среди которых и прокладывалась траншея для водопровода.
Несколькими днями ранее был уничтожен тополь-ветеран, возраст которого составлял, по словам местных жителей, не меньше 70 лет. Старое дерево было одним из символов прежнего города. Теперь его нет.
Причём волгоградцы, успевшие зафиксировать на фото огромный выкорчеванный пень, уверяют, что дерево вполне здоровое. К слову, такие же тополя-великаны росли на пересечении улиц Советский и Ленина, но один за другим были вырублены несколькими годами ранее.
– Складывается впечатление, что делается это с такой скоростью специально, чтобы люди не успели отреагировать и принять меры, – пишут в соцсетях волгоградцы. – Практически сразу же спиленные деревья увозят с глаз долой. Интересное совпадение, что на «Авито» сейчас массово предлагаются дрова именно из древесины вяза и тополя. Похоже, кто-то ещё и делает деньги на этом.
Теперь мы беззащитны перед пылью и солнцем?
Что горожане получили взамен? Прошедшим, не самым жарким летом волгоградцы и гости города уже успели «насладиться» красотой «европеизированных» парков в центре города, состоящих из молоденьких сосен, ёлочек и худосочных топольков. Спрятаться от палящего солнца практически негде. То, что хорошо смотрится в Европе, совсем не подходит для нашего климата.
– Вырубка каждого дерева должна быть мотивирована, – считает эксперт ОНФ Эдгар Петросян. – Зелёные насаждения – это наше здоровье, и жители города также должны отстаивать свои права. Считаю, что люди должны обращаться в прокуратуру, и чем больше будет обращений, тем серьёзнее будет внимание правоохранительных органов к уничтожению деревьев в городе.
– Чтобы срубить дерево, должны быть веские основания, – считает доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и биоинженерии Вадим Сагалаев, – а для этого у каждого дерева должен быть индивидуальный паспорт с отметками обследования специалистами-профессионалами – фитопатологом и дендрологом. Кроме того, иногда, чтобы спасти дерево, требуется его грамотно обрезать, а у нас в городе занимаются этим невежественные люди, ничего не знающие о строении дерева и наносящие безграмотной опиловкой огромный вред.
О проблемах озеленения Волгограда эксперты говорят уже много лет, при этом на данное направление выделяются колоссальные средства, но как они расходуются – это отдельная тема. Иной раз озеленителям даже выгодно, если новые посадки погибнут – будет основание для очередных заявок, и что самое удивительное, деньги на них непременно найдутся.
Нет закона, обязывающего фирму-озеленителя в случае гибели посадок восстановить их за свой счёт, нет и требования выбирать для озеленения города породы, соответствующие данной климатической зоне. Выход в такой ситуации – совершенствование нормативной базы по правилам ухода за зелёными насаждениями и привлечение к теме обновления зелёного фонда экспертов и специалистов, которые способны организовать подобные работы там, где они действительно неизбежны, на должном профессиональном уровне.
– Основу зелёного каркаса Волгограда составляют деревья, высаженные в послевоенный период, большая их часть за 70-80 лет пришла в ослабленное состояние, – пояснили в ответ на редакционный запрос в мэрии Волгограда. – В связи с этим разработанный план комплексного озеленения Волгограда предусматривает поэтапное обновление зелёного фонда в течение 10 лет. Помимо высадки деревьев и кустарников, выращенных на территории региона и уже адаптированных к переменчивому местному климату, также предусматривается монтаж дополнительных линий полива и приобретение поливочных машин.
Что касается изменения схемы озеленения пешеходной зоны вдоль Аллеи Героев, то, как считают в администрации региональной столицы, такое решение вполне оправдано и обусловлено новой концепцией, в рамках которой предусмотрена высадка растений определённой породы в каждом отдельно взятом секторе прогулочной парковой зоны.
Особый взгляд
Общественный экологический инспектор Алексей Ульянов:
– То, что горожане занимают активную позицию и требуют от властей качественной работы, – это очень хорошо. Но город должен меняться – это касается и тротуарного покрытия, и зелёных насаждений, которые тоже имеют обыкновение стареть и разрушаться.
Как мне объяснили специалисты, срубленный тополь-ветеран – ровесник знаменитому тополю возле Вечного огня. Он находился в аварийном состоянии и представлял опасность для людей. Его не хотели удалять до последнего, но вариантов спасения дерева не было.
Что касается современного озеленения, то вспомните: поначалу волгоградцы критиковали и новый мемориальный парк возле подножия Мамаева кургана. Но с годами молодые деревья подросли, дали тень, газоны поливаются, и сейчас это одно из излюбленных мест отдыха горожан.
Другой вопрос, что создавать такие парки жизненно необходимо во всех районах города, а не только в центре. Волгограду очень нужна зелень, фонтаны, комфортная городская среда.
Мнение учёного
Заслуженный лесовод РФ, доктор с/х наук Александр Манаенков:
– Деревья в городе сносят из разных соображений. Существуют ситуации, когда без этого не обойтись: дерево высохло либо представляет опасность для горожан. Бывают случаи, когда его можно и нужно спасти грамотной омолаживающей обрезкой, организовывать которую должны квалифицированные специалисты, ведь обрезка – это хирургическая операция, и не всякое дерево способно её перенести.
Самое главное – помнить, что срубить дерево можно за минуты, а вот чтобы вырастить его, понадобятся долгие годы. Прежде чем удалять дерево, необходимо профессионально оценить его состояние. Решать судьбу зелёных насаждений должна квалифицированная комиссия, после обсуждений и серьёзных согласований.
У главного архитектора города должен быть дендроплан с указанием всех существующих посадок, а также проект озеленения по каждому району, разрабатывать который должны также специалисты.
Происходящее сейчас в нашем городе выглядит очень странно. Под топор попадают здоровые деревья, которые могли бы ещё расти много лет. Это относится и к парку Гагарина, в котором произрастали редкие породы деревьев, но все их вырубили. Это и уничтоженный парк ЦПКиО, от которого практически ничего не осталось. Это полысевший центр города, вырубленные тополя возле Панорамы.
Что город получает взамен уничтоженного? Газоны и медленно растущие хвойники, которые при всём желании не смогут спасти от изнуряющего солнца. Почему озеленители послевоенного города массово сажали тополя, вязы, робинию? Да потому, что прислушивались к науке, потому что заботились о людях, а не о собственных доходах.
Мнение власти
Комитет городского хозяйства администрации Волгограда:
– В соответствии с правилами благоустройства и озеленения, приказом Госстроя «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации» и др. на территории Волгограда специалистами районной коммунальной службы несколько раз в год проводится обследование состояния зелёного фонда на подведомственных территориях. На основании результатов обследования в рамках текущего содержания производятся работы по санитарной обрезке и опиловке кроны деревьев на общественных территориях.
Что касается удаления погибших или сухостойных деревьев, то перед принятием решения о выполнении работ также в обязательном порядке проводится обследование фитосанитарного состояния растений. К этой работе муниципалитет привлекает сторонние организации и экспертов в области сельскохозяйственных наук, включая специалистов ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии».