Авоськи снова в моде. Как волгоградцы берегут природу

Во дворах хотя бы ставят контейнеры для пластика – это уже шаг вперёд. © / Виктор Яшуков / АиФ

Коронавирус меняет нашу жизнь  порой неожиданным образом. Так, вынужденная изоляция и необходимость использования разовых средств индивидуальной защиты, одноразовой посуды, которые потом надо куда-то выбросить, заставили многих по-другому взглянуть на проблему мусора. 

   
   

Шок – это по-нашему

Согласно соцопросам, за время карантина мы стали гораздо больше интересоваться вопросами экологии. При этом более 70% опрошенных самой большой экологической проблемой назвали загрязнение водных объектов и ситуацию с переработкой мусора.

А всё оттого, что у людей появилось наконец свободное время, и они не без удивления увидели, какое количество мусора производят. Для многих это стало своего рода шоком.

– Вдруг обнаружилось, что в нашей семье из четырёх человек мусорное ведро нужно выносить уже к обеду! – рассказывает волгоградец Алексей Величкин. – При этом большую часть его содержимого составляла упаковка. Яркая, красивая, пластиковая, никому не нужная. Помню, в детстве мама приносила из магазина конфеты, завёрнутые в кулёк из коричневой плотной бумаги. Да, она была некрасивой, но конфеты от этого не становились менее вкусными. После этого её ещё где-то в хозяйстве использовали, а потом сжигали, и вреда от неё никакого не было. А сегодняшнюю упаковку и сжечь нельзя – в ней вся таблица Менделеева. 

Испытанное потрясение эта семья обернула себе и миру на благо. Величкины приняли решение покупать продукты по возможности без упаковки (в свои пакеты или заворачивать в бумагу), складывать их только в многоразовые авоськи. Кофе в кофейнях они теперь просят наливать в свои стаканы (за это в некоторых заведениях ещё и скидки дают).

Всю бумагу в доме семья складывает в отдельный ящик, потом выносят в специальные контейнеры у магазинов. Всё остальное сортируют и ищут возможность отвезти на полигон, где отходы переработают.

Таких полигонов в Волгограде немного, и платят они в основном только за большие партии (от 20 кг) рассортированного мусора. Но есть и такие, где платят даже за одну принесённую бутылку.

   
   

– Вот сегодня отвезла два пакета пластиковых бутылок – получила за них 12 рублей, – говорит Анна Поликарпова, семья которой также свои отходы сортирует. – Конечно, это копейки, но ведь главное, что всё это не будет валяться на свалке и загрязнять природу.

Выйти в ноль, то есть жить совсем без мусора пока никому не удаётся, но новые подходы к отходам – это уже большой шаг вперёд.

Нужна воля

Таких людей с новым типом «антимусорного» мышления становится в регионе всё больше. Но, к сожалению, пока всё это не более чем частная инициатива, никак не поддерживаемая властями.

Так, ещё три года назад представители облкомприроды сетовали, что сбор мусора старым проверенным методом – всё в одну кучу – это оттого, что не выбран региональный оператор. Мол, выберем его, и все проблемы решатся.

Выбрали три года назад, но ничего не изменилось. Оператор лишь забирает мусор из контейнеров и вывозит его на общий полигон, а также строго напоминает жителям о необходимости платежей. О раздельном сборе мусора речи не идёт.

Более того, раздельный сбор запретили делать нескольким частным предпринимателям Волгограда и Волжского, заставив их убрать поставленные во дворах контейнеры для раздельного сбора мусора. Без объяснения причин. Регоператор – монополист, ему виднее…

Справедливости ради отметим: в прошлом году была попытка собирать мусор раздельно. В качестве эксперимента регоператор поставил контейнеры в нескольких дворах Центрального района и во всех публичных местах, где бывают туристы – на набережной, возле Панорамы Сталинградской битвы, около стадиона «Арена» и прочих.

Сегодня этих контейнеров не осталось. Да и какой в них был смысл, когда жители много раз наблюдали, как весь мусор из разных баков высыпали в один и тот же мусоровоз?

«Они, наверное, после этого отчитались, что волгоградцы к цивилизованному сбору мусора не готовы, и всё отменили, – считает волгоградка Марина Иванова. – А нам такой подход очень нравился, мы быстро привыкли сортировать мусор. И теперь у меня рука не поднимается всё бросать в одно ведро! Ну поставьте хотя бы в каждом дворе контейнеры для пластика, на улицах побольше ящиков для сбора макулатуры. И ещё хотелось бы побольше баков для использованных батареек – сейчас приходится отвозить их в строительный супермаркет».

«Это просто невыгодно»

Стоит вспомнить и разговоры о строительстве завода по переработке мусора – об этом в регионе говорят более 15 лет. Вроде бы уже и площадку подыскивали, и сроки строительства объявляли… Но воз и ныне там.

Правда, переработкой отдельных фракций ТКО занимаются некоторые организации. Они принимают пластик, стекло, алюминий и другие отходы – их в регионе больше сорока. По данным облкомприроды, за 2019 г. эти предприятия утилизировали почти 28 тыс. тонн отходов. Это хорошо, но сравните: за год только жители региона производят более миллиона тонн мусора.

Свой вклад в дело антимусорной борьбы внёс известный экологический активист и предприниматель из Волгограда Роман Себекин. Ему удалось наладить  производство из… пластиковых бутылок, вплоть до современной мебели, плитки и т. д. Роман доказал – природу можно освободить от тяжкого мусорного гнёта.

– На самом деле раздельный сбор – это просто невыгодно тем, кто отвечает за сбор мусора, – высказывает Себекин свою точку зрения. – Если ставить для этого контейнеры, придётся увеличивать их количество, а также количество машин, которые должны их вывозить. А куда вывозить? Ведь придётся тогда заниматься переработкой. Это предполагает, что от мусора начнут получать выгоду, и тогда придётся снижать тарифы на вывоз ТБО! Скажите, зачем регоператору это нужно? Как любая коммерческая структура, он не склонен усложнять себе жизнь, да ещё при этом уменьшать тарифы. Считаю, для того, чтобы в корне изменить ситуацию, нужна политическая воля.

В подтверждение слов Себекина можно привести такие цифры – по данным Гринпис, в Волгограде только 7% жителей имеют возможность собирать отходы раздельно. В Воронеже  цифра составляет 39%, в Казани – 76%, в Москве – 95%. Так что в мусорном вопросе наша область пока заметно отстаёт от жизни…

Время разложения отходов:

  • бумага – от 1 месяца до 2 лет;
  • железные банки – 10 лет;
  • обломки кирпича и бетона – 100 лет;
  • резиновые покрышки – 120-140 лет;
  • полиэтиленовые пакеты и пластмассовые бутылки – 100-200 лет;
  • алюминиевые банки – 500 лет;
  • стекло – более 1000 лет.

Кстати

В июле этого года в Центральном и Дзержинском районах появились фандоматы, куда можно сдавать пластиковую и алюминиевую тару в обмен на скидочные купоны. Их потом принимают в крупной торговой сети. Собранную тару отправляют на переработку. С начала акции в фандоматы уже принесли более пяти тысяч пластиковых бутылок и более тысячи алюминиевых банок. 
Пункты сдачи отходов по региону можно найти и на онлайн-карте Recycle.map (инициатива организации Greenpeace).

Комментарий
Доцент кафедры психологии Волгоградского института управления РАНХиГС Дина Зиновьева: «Зелёное мышление», «экологическое сознание» – это вопрос жизни, а не моды. Формирование предрасположенности к экологическому поведению у волгоградцев поможет изменить модель потребления. Вспомните советские авоськи, тканевые сумки, возвратную стеклотару, упаковку из серой бумаги и т. п. Это была абсолютно экологичная модель потребления, к которой нужно вернуться не как к эпохе бедности, а из любви к природе. Отказ от покупки одноразовых вещей, ненужной пластиковой упаковки, повторное использование многих вещей, разумное потребление воды и электроэнергии уменьшат нагрузку на экологию. А ещё не забываем, что в экосистему входит и сам человек, его психологическое благополучие. Чистые эмоции, мысли и действия – это чистый мир».

Особое мнение
Профессор, доктор химических наук, преподаватель Волгоградского политехнического университета Виктор Чапуркин: «Дилетанты погубят Россию! Дилетанты в экологии и в управлении. Пока экологический совет области возглавляет человек, который никакого отношения к экологии не имеет, мы ничего сделать не сможем. Они из всего хотят извлечь выгоду, на всём заработать. А экология – это не про деньги, это всегда статья затратная. Но они же не хотят слушать, считают, что вот так решили, значит, это правильно. На основании чего решили, почему? Ни образования, ни опыта нет, а спрашивать профессионалов не хотят. Как будто специально, куда ни посмотришь, все решения в области экологии за последние годы были приняты в противовес мнениям профессионалов».