Земельные браконьеры. Кто ставит крест на будущем урожае

Пленка на полях стала настоящим бедствием: она затрудняет работу техники и снижает объем урожая. © / Екатерина Машкова / АиФ

В Волгоградской области сложилась парадоксальная ситуация: когда все с тревогой следят за ростом цен на овощные и зерновые культуры, заезжие арендаторы без зазрения совести уничтожают сотни гектаров плодородной земли. Как такое возможно и есть ли управа на таких «земельных браконьеров»?

   
   

«Налетают, как саранча»

...Земля под солнцем блестит до самого горизонта, налетевший порыв ветра закручивает целый хоровод обрывков плёнки и поднимает их ввысь – такую картину сплошь и рядом можно наблюдать там, где заезжие арендаторы выращивают овощи на капельном поливе в Быковском и Николаевском районах Волгоградской области. Он предполагает использование плёнки для сохранения влаги в почве. Современные технологии – безусловное благо в реалиях полупустынного климата,  но в то же время они смертоносное зло для земли.

Районы, специализирующиеся на выращивании овощей,  знакомы с такой проблемой не понаслышке. На здешних землях кто только не хозяйствует. Много приезжих из других республик, регионов и даже стран. Кто-то скупает земли и плотно оседает здесь на десятки лет, другие арендуют земельные паи ненадолго и потом, собрав урожай, уезжают, оставляя за собой массу проблем. 

Так, сейчас, после уборки лука и моркови, видно: обрывки плёнки заполонили всю округу.  

– Вы даже не представляете, какое это зло! – фермер из Николаевки просил не называть его имени. – Плёнка после сезона остаётся на поле, её фрагменты попадают вглубь. Начнёшь весной сеять по такой земле – часть зерна попадает на плёнку и, естественно, не прорастает, такие плеши на поле – это гарантированная потеря урожая. Уборочная страда превращается в ад – куски плёнки наматываются на жатку комбайна, приходится постоянно останавливаться и счищать их. 

Во все времена те, кто работает на земле, относились к ней как к огромной ценности. Но залётным всё равно – они налетели, как саранча, испоганили всё и умчались. Какой с них спрос? Очень горько видеть, как уничтожаются наши заволжские земли.

Кто ответит?

Как бороться за землю? Контроль в этом плане осуществляет управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Как пояснили редакции специалисты отдела земельного надзора, нарушения выявляют в ходе проведении рейдов совместно с полицией, а также в случае поступления жалоб от землепользователей или администраций районов. Все требования чётко прописаны в ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

   
   

Так что влиять на ситуацию можно. И работа в этом плане идёт: так, в этом году отдел земельного надзора выявил в регионе 235 нарушений закона. Совместными усилиями ряда природоохранных, силовых, надзорных ведомств с начала года удалось вернуть в оборот 7814 га земель сельхозназначения.

К тому же, оформляя договор аренды или права собственности на землю, собственники или землепользователи изначально берут на себя массу обязательств, чётко сформулированных законом. Это и воспроизводство плодородия земель, и защита их от эрозии, загрязнений, зарастания и т. д. Другое дело, что эти нормы некоторые полностью игнорируют.

К тому же, помимо плёнки, есть и другая проблема, более сложная, так как её труднее отследить. Речь об обращении с пестицидами и агрохимикатами. Ещё много лет назад, когда на полях только стали появляться заезжие овощеводы, в ходе рейдов милиция находила сброшенные в балки огромные канистры, маркированные китайскими иероглифами, где не было ни слова даже на английском языке. При этом овощи для собственного стола рабочие выращивали на отдельном поле. 

С той поры минуло немало, но и сейчас овощеводы и бахчевики из Быковского района настоятельно не рекомендуют покупать овощи у заезжих арендаторов по той же самой причине – химия в томатах, перцах, капусте зашкаливает. То есть проблема окончательно не решена.

Земли у нас и  в самом деле много, но хочется видеть на здешних полях действительно грамотных, заботливых арендаторов, а не временщиков, выжимающих из народного достояния последние соки.