Волжская Венеция: на пороге перемен. Что ждет остров Сарпинский в Волгограде

Пока на острове животных и птиц больше, чем людей. © / Сергей НОВИЦКИЙ / АиФ

В № 35 «АиФ»-Нижнее Поволжье» вы писали, что остров Сарпинский ждут большие перемены, что здесь планируют создать зону отдыха. А как сейчас там живут люди и что они думают относительно грядущего освоения этих мест?
А. Норкина, Волгоград

   
   

В поисках ответа на вопрос читательницы наш корреспондент отправился на остров и поговорил с местными жителями и дачниками. Вот что удалось узнать.

«Косулю встретишь чаще, чем людей»

На берегу на видавшем виды бортовом уазике встречает местный лесник, по-современному говоря, инженер-эколог по охране и защите леса Николай Крячков. Он отдал острову более 30 лет, здесь каждый уголок ему знаком.

– Хоть город и под боком, у нас всегда спокойно и малолюдно, в иные месяцы чаще фазана, косулю встретишь, чем людей, – замечает Крячков. – А профессиональные «владения» мои таковы, что до дальних участков острова почти час на машине-вездеходе добираться. Пешком же наш остров только за пару суток можно обойти!

По словам эколога, визитная карточка этих мест – раскидистые дубы. Недавно по современной методике специалисты определили возраст самого старого на острове дуба. Долгожителю оказалось более 330 лет.

Если со зверьём, птицами, дубами и прочими природными красотами на самом большом волжском острове всё более-менее благополучно, то с остальным – не особо.

Пока что на Сарпинский удобно добираться только в дачный сезон. Фото: АиФ/ Виктор Яшуков

– Рейсов речных трамвайчиков летом и в начале осени до дач Сарпинского много, но это только в сезон, – рассказывает дачница Нина Манкова. – А вне сезона остаётся только речной трамвайчик через Руднева. Когда на Волге лёд, добраться можно лишь на судне МЧС на воздушной подушке. В межсезонье на дачи приезжать смысла нет. 

   
   

– Наши дачи ещё с советских времён находятся вокруг затона под названием Котлован, – рассказывает волгоградец Сергей Ульянов. – Говорят, когда-то по нему проходило русло полноводной протоки Щучий Проран. Но в последние годы Волга всё больше уходит под правый берег, вход в Котлован замыло, да и сам проран превращается к концу лета в цепочку луж. На дне ближайшего озера Карасёвка  растёт кустарник... Вроде кругом вода, Волга, а дефицит воды всё больше ощущается.

– Нам бы вернуть на остров те условия жизни, что здесь были в 70–80-е годы, – полагает житель хутора Бобыли Сергей Дулепов. – Тогда остров считался подсобным хозяйством одного из волгоградских заводов. Здесь выращивали овощи, скотину, возводили теплицы. Сегодня единственный работодатель на острове – коммунальные очистные сооружения, там работает из местных аж около десятка (!) человек. 

Что касается остальных благ цивилизации, то их почти нет. За медпомощью местные жители ездят на «Большую землю». Почты, собеса, ДК тоже нет, магазинов мало. На весь остров в хуторе Кожзаводе имеется единственная школа, куда с остальных хуторов по грунтовкам и ухабам учеников свозит на занятия школьный пазик.   

До недавнего времени на острове Сарпинском, по словам Дулепова, действовали десятки турбаз от организаций и предприятий города. Сегодня все они демонтированы или разорены. Говорят, владельцы баз сами их забросили: доставлять на остров любые стройматериалы – это большие затраты, а поток отдыхающих не столь велик.

До лучших времён

На хуторе Бобыли проживает легенда острова – Сергей Самарский. Немолодой хуторянин охотно помогает дачникам, местным с транспортом или по хозяйственным делам.

– Считаю, всё, что нужно нашему острову, – достойные условия жизни и местным, и отдыхающим, – уверен Самарский. – А ещё нужно более надёжное сообщение с «Большой землёй», но категорически не в виде мостов и автомагистралей. У меня знакомый из Красной Слободы рассказывал: там как началось освоение острова Крит с пуском моста, так исчезло всё живое. Кругом заборы, мусор, вырубленные или усыхающие деревья, коттеджи, клубы и турбазы. Не желаю Сарпинскому такой судьбы!

К слову, одной из достопримечательностей хутора Бобыли является техническое детище Самарского – баркас, который он, выкупив у речфлота, отреставрировал, чтобы переправлять местных и дачников на «Большую землю». «Проработал я на своём баркасе пару сезонов, а тут у него один из элементов двигателя полетел. Эту деталь не добыть никак, возраст теплохода солидный, да и собран он на Украине», – сетует Самарский.

Тот самый баркас Сергея Самарского. Фото: АиФ/ Сергей НОВИЦКИЙ

В итоге не первый сезон аккуратно выкрашенный и отреставрированный теплоходик  покоится прямо на изумрудном  влажном лугу – некогда бывшей протоке Щучий Проран. Словно ждёт лучших времён и для себя, и для всех здешних обитателей...

Особое мнение

Д. э. н., профессор РЭУ им. Плеханова, автор ТГ-канала «Карман&Тренды рынка» Игорь Бельских:

– Региону нужны яркие  точки роста, а Сарпинский имеет большой потенциал. Но в чём реально нуждается сам остров и его жители? Во-первых, в системе обводнения, так как слабые разливы привели к высыханию большинства внутренних водоёмов, усыханию лесов и лугов. Из-за проблем с поливом люди бросают дачи. Здесь надо срочно строить систему водоводов из Волги на остров.

Во-вторых, необходимо повысить транспортную доступность за счёт развития речных перевозок. В-третьих, решить вопрос с обеспечением продуктами, медпомощью, соцуслугами.

Но главный ресурс и ценность острова – природа. Это естественный природный парк, которому повредит чрезмерная урбанизация. Между тем предлагаемая индустрия отдыха здесь будет работать примерно с мая по сентябрь. А что в остальное время? Развивать на Сарпинском надо то, что приносит пользу региону круглый год, вне зависимости от сезона.