Тучи не помеха. Как катамаран на солнечных батареях путешествует по Волге

Судно может плавать даже в пасмурную погоду. © / Олеся Ходунова / АиФ

19 мая в Санкт-Петербурге стартовала экспедиция «Эковолна». Ее участники хотят пройти от Балтийского до Каспийского моря на катамаране, плывущем за счет солнечной энергии. Экспедиция уже пересекла 20 регионов России и сделала остановку в 40 городах. На днях судно прибыло в Волгоград, а уже первого сентября финиширует в Астрахани. Корреспондент «АиФ-Волгоград» узнал у участников экспедиции, как устроен катамаран, зачем им это путешествие и что за научно-технические фестивали они проводят в городах на Волге.

   
   

На судне есть даже пылесос и мультиварка

За три месяца судно пройдет более 5000 километров. Плывет на нем всего восемь человек – капитан, матрос, представитель оргкомитета, а также пассажиры из разных городов маршрута, которые поочередно меняются в портах. Среди них - ученые, экологи, инженеры, студенты и школьники.

Катамаран был построен в 2017 году в Санкт-Петербурге в рамках реализации дорожной карты Маринет Национальной технологической инициативы, объявленной Президентом РФ. «90% комплектующих - отечественного производства. К примеру, аккумулятор от новосибирского предприятия, солнечные панели – от новочебоксарских производителей, электроника - от московского завода, только двигатель немецкий, к сожалению, в России таких не производят», - рассказывает координатор экспедиции Ульяна Любцова. Кстати, один из двигателей на катамаране самодельный, участники экспедиции решили поэкспериментировать. «Из бензинового сделали электрический. Это экспериментальная модель. Потом будем продвигать производство таких двигателей, так как это очень актуально», - добавляет Любцова.

На судне есть четыре каюты и даже бытовая техника – электрический чайник, мультиварка, холодильник, пылесос, электроплитка. Из крана на «кухне» течет теплая вода, т.к. предусмотрен обогрев. Участники экспедиции спокойно могут заряжать на борту мобильные телефоны и выходить в интернет.

На борту судна можно спокойно готовить, ведь здесь есть небольшая кухня с необходимыми электроприборами. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«Мы - мобильная электространция, в пути даже делились с другими суднами энергией. Ее нам хватает на все. Заряжаем солнечные батареи в пути. Больше всего энергии получаем в полдень», - отмечает Любцова.

«Нам часто говорят, что такие суда, как наше, – это утопия, мол, Санкт-Петербург, Череповец, Великий Новгород, Москва не солнечные города, как в них плыть по рекам? Однако катамарану пасмурная погода не помеха. При ней судно вырабатывает 30 кВт⋅ч, а в солнечную – до 70 кВт⋅ч. Для сравнения, 70 кВт⋅ч хватит двухкомнатной квартире на все ее нужды на месяц», - рассказывает руководитель экспедиции Евгений Казанов.

   
   
Внутри «потолок» катамарана весь в проводах, однако пассажирам они не мешают. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Цель экспедиции – показать, что в России можно путешествовать на судах с солнечными батареями. «У нас не было в пути никаких проблем, для чистоты эксперимента даже опечатали аварийный дизельный двигатель», - отмечает Любцова.

«Наш катамаран - первое обитаемое судно на солнечных батареях. И это одно из решений проблемы, связанной со снижением нагрузки на экологию. Солнечные батареи не так дороги, их стоимость сопоставима с двигателями внутреннего сгорания», - считает Казанов.

Общая площадь солнечных панелей - 57 квадратных метров. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Не загрязняем Волгу

«Мы изучали Волгу в разных регионах, брали пробы воды, часть из которых уже отвезли в лабораторию. Река грязная, рыба из нее почти исчезла. Жители города Тетюши из Татарстана еще до экспедиции  рассказывали нам, что в их краях раньше ловили белугу до шести метров в длину. Сейчас ее там почти не встречают», - отмечает Любцова.

«В больших портах вода черного цвета – это отходы судов, дизельные двигатели сильно ее загрязняют», - считает Казанов.

Кстати, на борту проходят исследования в сотрудничестве с МГУ, МГИМО и Институтом географии РАН, часть из которых – экологической направленности. «Мы стали плавучим университетом, даем школьникам и студентам знания на практике. По результатам проб воды из Волги создадим интерактивную экологическую карту», - поделилась Любцова планами.

Школьники и студенты не только изучают Волгу, но и учатся навигации, управлению судном, вязанию узлов и не только. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Спрос на катамараны без топлива есть

Участники экспедиции отмечают, что в России появился спрос на суда с солнечными батареями. Их используют в качестве маршрутных, туристических, образовательных, но пока их мало. «У нас есть запросы от правительств регионов. Власти просят такие катамараны для Байкала, Крыма. К нам даже обращаются рыбаки из Китая», - делится Казанов.

В случае успешного завершения экспедиции уже скоро суда на солнечных батареях могут появиться в крупных городах. «В сентябре мы планируем запустить пилотный проект речных трамваев на 30 мест, которые будут похожи на наш катамаран. Стартовыми площадками станут Москва и Санкт-Петербург», - делится планами Казанов.

Не только технологии, но и образование

Экспедиция «Эковолна», по словам ее участников, также призвана продемонстрировать значимость научно-технического творчества молодежи для отечественного судостроения и научно-технологического развития России.

В 14 городах по пути следования катамарана, среди которых Волгоград, прошли научно-технические фестивали от «Эковолны». На них для местных жителей проводились мастер-классы, лекции, конкурсы, викторины и экоквесты, экскурсии по катамарну.