Журналист «АиФ»-Нижнее Поволжье» вернулся из поездки в Калмыкию. О некоторых впечатлениях от степной республики — в репортаже.
Для диалога с Буддой
...На территории буддийского монастырского комплекса в городе Лагани наблюдаю, как женщина кладёт под культовую статую сторублёвые купюры. Знакомимся — это Елена Алексеева из Волгограда.
«Я здесь не первый раз, — говорит она. — Приезжаю мысленно поговорить с божеством, попросить о помощи на жизненном пути...»
Это священное для буддистов место посещают представители разных конфессий и национальностей. Здесь оставляют хлеб и воду, деньги, записки на бумаге или на кусочке ткани, флажки с именами тех, за кого надо помолиться...
Монахи хурульного комплекса получили благословение в Индии, Непале и Монголии.
«В сентябре 2019 г. в Лагани состоялось торжественное открытие статуи Будды Майтреи — Будды грядущего времени, —рассказывает служитель хурула Мерген. — Ранее, в 2005 г., в столице Калмыкии Элисте открылся самый большой в Европе буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — Будды настоящего времени. Внутри — статуя Будды, которая тогда была самой высокой в Европе. Теперь ближе к небесам Будда в Лагани. Высота статуи — 12,5 м, вес — 30 тонн».
Калмыкия — единственный регион в Европе, исповедующий буддизм. Отношение к религии здесь особое: хурулы и пагоды (церкви) повсюду. Нередко они соседствуют с православными церквями, иногда с мечетями.
В центральных парках столицы, в маленьких городках и сёлах — повсюду можно увидеть буддийские знаки веры: арки, памятники, скульптуры...
Часть остановок общественного транспорта построена в буддийском стиле, в глаза бросаются жилые дома, магазины, беседки во дворах, фонари — всё с национальным колоритом. Этой символикой украшены даже ларьки с мороженым, полицейские будки и местные спортшколы. В новых зданиях тоже есть отсылки к буддийским символам веры.
Как относятся местные к такому обилию? По-разному, скептиков и недовольных хватает, так как живёт республика очень небогато.
«Заводы развалили, а вместо них хурулы построили и в шахматы играют, — так в двух словах выражает мнение обывателей один из жителей Лагани Василий. — Кто хочет заработать, уезжает в Астрахань, Волгоград, Москву...»
Единственная отрасль экономики, которая успешно развивается в Калмыкии, — это скотоводство. Лошади, овцы, коровы, верблюды — тоже часть национального колорита. Есть здесь хозяйства, которые славятся на всю Россию, но в остальном степная республика стабильно держится в хвосте всех возможных экономических и социальных рейтингов, начиная от доходов жителей и заканчивая развитием территорий в целом.
«Обидно, — рассуждает ещё один житель Лагани Николай Мутовцев. — Ведь недра у нас богатые: есть и нефть, и газ, и бишофит. И земли вон сколько (площадь сельскохозяйственных угодий в Калмыкии — больше 6 млн га. — Ред.)... Но люди живут очень бедно...»
Развитие республики сдерживает причина очевидная — для освоения её богатств и красот сначала нужно вложить колоссальные ресурсы. Так, скотоводство и сельское хозяйство в целом можно было бы вывести на совсем иной уровень, но нет воды. А провести водовод из Волги (это единственный реальный шанс) обойдётся в 32 млрд руб. Но эти деньги выделены, и проект уже разрабатывается.
Или туризм — та же Лагань, например, находится на побережье Каспийского моря. Но пробиться отдыхающим к морю мешают... камыши. Ранее город был построен на болоте, и пока выход к морской глади возможен только на катере. Довести такое место до состояния курорта — дело затратное, потому пока в Калмыкии процветает другой тип туризма — религиозный.
Ладья-телега и пешки-овцы
...В центральном парке Лагани, помимо буддийских культовых сооружений, можно увидеть большую шахматную доску. Здесь по очереди играют в древнюю игру то молодёжь, то старики. Шахматы — это такая же философия жизни местных жителей, как и буддизм.
«Наши предки, кочевники-ойраты, играя в шахматы, развивали лучшие качества калмыцкого народа, — рассказывает один из игроков Манур. — Это работоспособность, терпение, выносливость, готовность понять другого. С ними мы учимся размышлять и созерцать, у нас даже есть поговорка: «Для обучения шахматам и золота не жаль».
Шахматы (на калмыцком языке шатр) — это главная любовь калмыков и национальный вид спорта, причём фигуры отражают традиции кочевого народа. Например, король называется ханом, слон — верблюдом, ладья — телегой, а пешки — овцами.
И здесь по сей день гордятся, что в 1998 г. в республике прошла 33-я Всемирная шахматная олимпиада. Бывший президент Кирсан Илюмжинов вовсе мечтал сделать Элисту центром шахматной вселенной...
Отголоски идеи живы по сей день — шахматами пропитана вся общественная жизнь Калмыкии. Они стали обязательным предметом в школе, праздники и мероприятия проводятся с шахматным колоритом, в госучреждениях стоят столики с нарисованными досками, во дворах — беседки опять же с такими столиками.
Но что сейчас представляет собой шахматное сердце Калмыкии — город Сити-Чесс? Он находится на юго-восточной окраине Элисты. Добираюсь и вижу печальную картину — на редкой выгоревшей траве стоят полуразрушенные большие каменные шахматные фигуры, обшарпанные скульптурные композиции Гамбит, Ничья, Мат...
Всё выглядит заброшенным и неухоженным, сквозь плитку проросла трава, осыпается штукатурка.
Музей шахмат не работал, но в павильоне поблизости можно было приобрести национальные сувениры и путеводители по степной республике. Немного странно смотрелось это всё на остальном фоне...
Шахматный город стал никому не нужен. Почему?
«Зачем на фоне общей бедности создавать глобальные проекты?» — задаёт свой вопрос в ответ на мой местная жительница Сарула.
Возвращаюсь из Сити-Чесс по дороге контрастов — путь к центру Элисты идёт через большой яркий хурул буддийской общины Миндроллинг. У входа написано, что здесь живёт «всеохватывающая просветлённая активность всех Будд». На заборе флажки, на которых люди пишут имена тех, за кого надо помолиться. По поверьям, молитвы читаются в тот момент, когда флажки (камеран) развеваются на ветру. Сорвать их может только ветер. Но напротив яркого хурула — заросли камыша, в которых живут бродячие собаки...
В ожидании Майтреи
Мудрость этого народа — в умении жить в мире. Так, недалеко от Лагани по направлению в Дагестан расположен районный центр Черноземельского района Калмыкии — посёлок Комсомольский.
«Большинство здешних чабанов из Дагестана, — рассказывает местный житель Цаган. — Они спускаются к нам в степь со своих гор. Наши земли были отданы в аренду нескольким хозяйствам Дагестана, и на этом фоне возникли конфликты. Овцы соседей уничтожали траву, отчего район стал превращаться в пустыню. Даже были такие горячие споры: лаганские земли — это территория Калмыкии или Дагестана? Но со временем мы поняли, что хватит на всех, и спокойно пасём своих овец, коз, коров».
Калмыки говорят о себе: они, как и горцы, очень гордый и упрямый народ. А ещё — мудрый.
«Мы молимся за то, чтобы в будущем великий Майтрея пришёл в этот мир и даровал свои наставления, — рассказывает нам монах Мерген. —Благословением, которое мы получим, будут охвачены не только Лагань и Калмыкия, а вся Вселенная...»
В смутное время в такие вещи очень хочется верить. И ждать того, кто принесёт людям любовь, мир и сострадание...
Калмыкия в рейтингах
(Позиция региона среди 85 субъектов РФ)
- По качеству жизни — 76 (за 2023 г.)
- По уровню зарплат и доходов населения — 82 (в 2024 г.)
- По состоянию рынка труда — 78 (за 2023 г.)
- По уровню социально-экономического развития — 81 (за 2023 г.)
- В итоговом рейтинге за 2023 г. (включает качество жизни, материальное благополучие, рынок труда, научно-техническое развитие, здоровый образ жизни и др.) — 79
(По данным РИА Новости)