Расти, рыбка, большая. Как волгоградцы развивают промышленное рыболовство

За последние пять лет объём рыбодобычи в регионе увеличился в 3,5 раза. © / Сергей Новицкий / АиФ

Традиционно во второе воскресенье июля рыбаки принимают поздравления – в этот день отмечается их профессиональный праздник. Что делается для того, чтобы неводы никогда не пустовали, а на столах волгоградцев была рыба разных видов, узнавал «АиФ»-НП».

   
   

Речной санитар

Цимлянское водохранилище остаётся основным местом рыбодобычи в Волгоградской области. Его протяжённость по руслу Дона – около 280 км. Площадь искусственного водоёма также огромна – 245 тыс. гектаров. Водохранилище традиционно отличается высокой рыбопродуктивностью – здесь добывается до 85% водных биоресурсов от общего объёма улова региона. В его акватории стабильно работают рыбодобывающие предприятия Чернышковского, Суровикинского, Калачёвского, Среднеахтубинского районов. За последние пять лет вылов составил в среднем около 1 тыс. тонн в год. Но, конечно, проблем тоже немало.

«В настоящий период рыбопромысловые водоёмы нуждаются в расчистке подходов к нерестилищам, восстановлении нерестовых угодий и нагульных площадей, пополнении молодью ценных видов рыб, – рассказали в облкомсельхозе. – Происходит вытеснение ценных промысловых объектов малоценными видами».

Интересно, что в последние годы научились решать экологические проблемы щадящими и высокоэффективными природными методами. Так, с  зарастанием Цимлянского водохранилища успешно борются травоядные рыбы – вселенцы с Дальнего Востока.

В частности, растительность истребляет белый амур. Известный в зарубежных странах как «травоядный русский карп», этот вид изначально обитал в бассейне Амура. За несколько лет рыба может вырасти до полутора метров в длину и достигнуть веса более 40 кг. Примечательно, что белые амуры могут поедать не только свежую вод­ную растительность, но грубые отмершие стебли. А ещё эта рыба и сама по себе очень вкусная.

Ежегодным выпуском молоди белого амура в Цимлянское водохранилище в рамках госзадания занимается специализированное предприятие – Цимлянский рыбоводный завод, что находится в Котельниковском районе области.

Но, конечно, один амур в поле не воин. В целом для восстановления потенциала Цимлянского моря власти региона предлагают сформировать федеральную программу экологической реабилитации водоёма.

   
   

Где гуляют карпы

Промышленное рыболовст­во также успешно ведётся на Волгоградском водохранилище и на водохранилищах Волго-Донского судоходного канала. Но, конечно, рыбу в регионе выращивают и искусственно. Так, на Медведицком экспериментальном рыборазводном заводе (МЭРЗ), что в Даниловском районе, традиционно разводили карпа, сазана, бестера.

По словам директора завода Виктора Олесова, общая площадь предприятия составляет 423 гектара, из которых 352 га занимают пруды. Среди них почти 300 га приходится на нагульные пруды, где с мая по сентябрь нагуливают вес прудовые рыбы.

Здесь же в рамках госпрограммы ведётся работа и по воспроизводству видов, занесённых в региональную Красную книгу. Предприятие ежегодно выпускает в бассейн Дона от 300 тысяч до полумиллиона мальков вырезуба – рыбы семейства карповых, запасы которой в Донском бассейне вызывают тревогу у биологов и экологов.

Другой востребованный вид рыбного производства – выращивание малька на продажу. Его охотно раскупают фермеры, другие рыбоводные хозяйства.

Из прудовых рыб здесь выращивают белого и пёстрого толстолобиков, белого амура, а также украинского чешуйчатого, румынского зеркального и ропшинского карпов. И, кроме того, ежегодно отгружают от пяти до шести тонн деликатесного веслоноса, относящегося к семейству осетровых. Родина веслоноса – Северная Америка, однако и в наших условиях этот деликатесный чужестранец чувствует себя неплохо.

Интенсивное прудовое хозяйство, или аквакультуру, власти региона рассматривают как один из главных источников роста производства рыбной продукции. Здесь среди главных задач – дальнейшее зарыбление прудов комплексного назначения, создание условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов, реконструкция прудового фонда.

Форель из Городища

В регионе есть примеры успешного развития не только крупных хозяйств, но и небольших рыбоводных комплексов, удачных стартапов водного фермерства.

Так, предприниматель из Городищенского района Самвел Енокян воплотил в жизнь мечту детства. Он стал первым в регионе выращивать и разводить лосося и форель.

По словам Енокяна, он перебрался жить в Волгоград ещё в советские времена, а заняться рыборазведением решил около 10 лет назад. В памяти был пример родной Армении, где издавна разводят знаменитую севанскую форель.

Путём многочисленных проб и ошибок удалось выйти на оптимальную схему и технологию выращиванию – каскадную систему небольших искусственных прудов.

Оказывается, для форели комфортнее всего обитать в воде температурой от 14 до 18 градусов. Выращивание деликатесной рыбины от икринки до товарного вида занимает около двух лет. Сейчас продукция из форели уже стала визитной карточкой рыбовода Енокяна.

Эта рыбная ферма не единственная – по данным областной администрации, в регионе около 190 предприятий малого бизнеса ведут промысел на водоёмах и производят рыбную продукцию. Плюс к этому действует 10 предприятий, которые выращивают прудовую рыбу.

Предприятия рыбохозяйственной отрасли получают гос­поддержку в форме субсидий. Эти и другие меры реализуются в рамках областной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса.

Развитие отрасли в регионе привело и ещё к одному итогу. Если раньше кадры для неё готовили за пределами Волгоградской области, то сейчас в Волгоградском аграрном университете действует профильная кафедра, где готовят специалистов для работы на рыбоводных предприятиях.

Мнение эксперта
Руководитель рыбоводного предприятия Виктор Дорофеев:  «Выращивать рыбу в искусственных прудах не проще, чем скотину на ферме. Надо контролировать состояние водной среды: температуру, кислород, состав микроэлементов в воде. И нам, рыбоводам, нужно два года, чтобы вырастить из икринки товарную рыбу. К тому же наша продукция – продукт специфичный. Рыбу невозможно вырастить, а потом где-то хранить, как убранное с полей зерно. Централизованная закупка продукции у местных хозяйств могла бы решить многие вопросы».

Комментарий
Главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев: «В год в регионе добывается до 5-6 тыс. тонн рыбы в реках, плюс столько же в прудовых хозяйствах. Волга и Дон, а также Волгоградское и Цимлянское водохранилища вряд ли потеряют в ближайшее время промысловое значение. Другой вопрос – их экологическое состояние. Для сохранения промыслового потенциала водохранилищ необходимо продолжать работы по мелиорации. Также нужно наращивать искусственное воспроизводство на рыбозаводах, в нерестово-выростных хозяйствах. Если мы справимся, то и в ближайшие десятилетия будем с и с прудовой, и с речной рыбой».

2019 год: рыбодобыча в цифрах

  • Около 4 тыс. тонн по данным облкомсельхоза составил общий улов озёрно-речной рыбы.
  • Более 6 тыс. тонн рыбной продукции переработали за год в регионе. В основном рыбу охлаждают и замораживают.
  • 4,3 тыс. га составила площадь прудов для производства рыбы и малька. Около 40 тыс. гектаров прудов имеют комплексное назначение.
  • Третье место в ЮФО занимает регион по объёмам добычи рыбы во внутренних водоёмах.
  • С 70 до 250 тыс. тонн выросли за последние пять лет объёмы глубокой переработки рыбной продукции в регионе.

«Путина» на реках и дорогах
Ежегодно на протяжении весны и начала лета сотрудники полиции и рыбоохраны проводят рейды по выявлению и пресечению незаконного вылова и оборота рыбы и икры. «Во время операции «Путина» обследуются акватории, прибрежные участки, проверяются места торговли рыбной продукцией, усиливается контроль на дорогах», – рассказали в главке МВД по региону. В этом году только за первые два месяца операции было изъято почти 400 кг рыбной продукции без документов, подтверждающих законность её добычи и безопасность для потребителя. Количество задержанных браконьеров идёт на десятки, длина изъятых запрещённых орудий лова (сетей) составляет километры.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Что останется после тебя?»