Пятна и трещины. Что происходит с Родиной-матерью после реставрации?

Виктор Яшуков / АиФ

Пятна и трещины, что покрыли монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане, уже стали предметом большого скандала в Волгограде.

   
   

Сумма порядка 750 млн руб., потраченная на недавнюю капитальную реставрацию легендарной статуи, кажется несоразмерно большой платой за ремонт такого рода. Кто виноват и что делать – на известные вопросы ответы искал «АиФ»-НП». 

Визуальный эффект

– Вернулись с Мамаева кургана, увидели, что монумент «Родина-мать зовёт!» весь в тёмных пятнах,  – рассказывает читательница Светлана Мамонтова. – Что случилось?

Напомним, «Родину-мать» после реставрации открыли 24 июня прошлого года. Некоторые очевидцы церемонии утверждают: пятна на монументе были заметны уже тогда, но все надеялись, что они «вот-вот высохнут».

Сначала и правда всё было ничего, обновлённый памятник радовал взор и жителей города-героя, и его гостей. Но в последние недели подтёки появились на значительной площади – они идут с головы до ног. На подножии есть и трещины.

В это же время на федеральных телеканалах сообщили, что фирма, которая занималась реставрацией – столичная компания АО «Главзарубежстрой» – с недавнего времени находится в стадии банкротства. И если её обанкротят, заниматься гарантийным исправлением недочётов будет некому.

Виновных в неподобающем облике ключевого памятника – символа Победы, похоже, вскоре назовут персонально.

   
   

– По факту появившихся публикаций и сообщений о неэстетичном облике монумента прокуратура Волгоградской области организовала надзорную проверку, которая пока не завершена, – сообщила старший помощник прокурора области Оксана Черединина.

Потёки и пятна идут от головы статуи, подножие – в трещинах. Фото: АиФ/ Виктор Яшуков

 

А вот как прокомментировали ситуацию в пресс-службе музея-заповедника «Сталинградская битва».

– На поверхность монумента в целях устранения дефектов, накопленных за годы эксплуатации, во время проведения реставрационных работ в 2019-2020 гг. наносились различные виды реставрационных растворов, выполненных на цементной основе с разной степенью гидрофобности, – сообщили в ответ на редакционный запрос. – В период повышенной влажности воздуха (дожди, туманы), особенно в период межсезонья, из-за разной степени гидрофобности нанесённых материалов возникает вышеуказанный визуальный эффект. В настоящий момент рассматриваются различные варианты решения.

Почему о «различной степени гидрофобности» не подумали во время реставрационных работ – большой вопрос. Как привести в порядок столь сложную конструкцию (напомним, работы по восстановлению памятника шли в общей сложности четыре года) – другой вопрос. Ну и как тут не вспомнить, что исполнитель работ обещал, что статуе вернут первоначальный цвет и облик.

«Здесь сложные погодные условия для бетона, хотя во время строительства и были применены качественные марки, те же, что при строительстве ГЭС, – объяснял журналисту «АиФ»-НП» в момент завершения работ замруководителя проекта АО «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. – Монумент уникален, нет во всём мире подобной конструкции из бетона. На первом этапе работ для его «лечения» были применены новые материалы. Два года экспериментов показали их высокую эффективность в местных погодных условиях». 

«Рабочий процесс»

Как назло, в эти же дни обрушился и один из элементов бокового фасада (фронтона) на памятнике «Руины сталинградской мельницы» на ул. Советской (об этом мы писали в прошлом номере. – Ред.). На обрушение в музее-заповеднике отреагировали буднично, сообщив, что пути восстановления и защиты памятника определят реставраторы.

– Проблема в том, что местные эксперты ни разу не были допущены ни до одного контрольного мероприятия по реставрации объектов культурного наследия, – говорит председатель совета реготделения ВООПиК Валерий Котельников. – Причина, видимо, в том, что в случае нашего участия работы у чиновников заметно прибавится.

Возвращаясь к «Родине-матери», стоит сказать, что происходящее прокомментировали и в Минкультуры РФ (оно в своё время выступало заказчиком реставрации).

– Специальная комиссия зафиксировала необходимость проведения на памятнике очередных профилактических работ, – сообщили в министерстве. – Это обычный рабочий процесс.
Однако, добавим от себя, завершить его к 9 мая не успеют – в этом единодушны все эксперты.