Цифровизация, ныне безудержно проникающая в каждую жизненную сферу, призвана сделать нашу жизнь более лёгкой и комфортной. Однако на деле порой бывает в точности наоборот. Вот лишь два случая из жизни.
…Выплата одна, Ивановых две
Жительница Калачёвского района Волгоградской области Анна Иванова (фамилия изменена) в мае этого года вынуждена была оставить работу, чтобы ухаживать за больной дочерью. Зная, что законом предусмотрена в таком случае ежемесячная денежная выплата, обратилась в районный пенсионный фонд. Выплату ей назначили, но прошло несколько месяцев, а женщина ни копейки не получила.
Пытаясь выяснить почему, узнала, что причина в техническом сбое. Оказалось, в Московской области проживает её полная тезка, да ещё с такой же датой рождения. Данные в федеральном реестре наложились, и программа «зависла». А с ней и выплата…
Казалось бы, вопрос несложный, но решать его пришлось с помощью уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. В ходе инициированной им проверки выяснилось, что информация из федеральной базы данных изначально запрашивалась Пенсионным фондом на жительницу Калача, но запрос вывел на её подмосковную тёзку. А тёзка работает, и ей такого рода выплата не положена. Вот поэтому и случилась путаница. Разбирались почти полгода, но в итоге жительнице Калача получила всё положенное начиная с даты обращения.
Чужой долг
А вот 66-летнюю пенсионерку Татьяну Ивановну Волкову (фамилия также изменена) электронное пространство занесло из г. Иванова в Дубовский район Волгоградской области. Ранним апрельским утром 2021 года она получила на телефон неприятное СМС.
«14 апреля пришла эсэмэска о снятии с меня денежных средств по исполнительному производству, открытому Дубовским районным отделом УФССП по Волгоградской области, – рассказывает женщина. – Но я-то знаю, что никаких долгов за мной не числится! Тут же пошла в отделение Сбербанка узнать, что с моими счетами. Они оказались арестованными, потому как были указаны в исполнительном листе...»
Далее Татьяна Ивановна начала выяснять, откуда взялись долги. Жалобы она методично направляла во все возможные инстанции. Вначале обратилась в Сбербанк. Там ей письменно ответили, что по результатам проведённой проверки оснований для отмены взыскания и возврата денежных средств нет. Затем пошла к ивановским судебным приставам. Те её перенаправили к волгоградским коллегам. Написала в прокуратуру Дубовского района – всё тщетно. Тогда пошла к уполномоченному по правам человека в Ивановской области, чтобы наконец разобраться с этой ошибкой.
В конечном итоге ошибку устранили. Приставы отменили то постановление, согласно которому с пенсионерки ошибочно взыскивали деньги. А в конце декабря 2021 все деньги вернули хозяйке. Но назвать это счастливым концом трудно – за восемь с лишним месяцев мытарств пожилой женщине пришлось потратить на борьбу слишком много времени, нервов и сил.
– Есть и другие обращения к уполномоченному по аналогичным случаям, – говорит пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев. – Надо понимать, что такие истории возникают по всей стране.
Сваливать всё на сбои в программе в этом случае не стоит. По словам Корзеева, после обращений региональных омбудсменов к федеральным законодателям с жалобой на такие случаи ещё в 2018 г. был принят закон № 451-ФЗ от 28.11.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нём говорилось, что при распознавании должника, помимо ФИО, даты и места рождения, надо проверять серию и номер паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС, ИНН. Казалось бы, теперь можно избежать досадных ошибок.
– В упомянутых историях с женщинами идентификацию, как следует из имеющихся материалов, электронная система осуществляла лишь по ФИО и дате рождения, – подводит итог Юрий Корзеев. – При этом программа не видела разные места рождения и регистрации граждан, на что человек не преминул бы обратить внимание и исключить ошибку. Отсюда следует очевидный вывод: безудержное сосредоточение наших персональных данных в электронных базах чревато печальными последствиями. Равно как и сама ситуация, когда фактически важнейшие для человека решения принимает компьютерная программа.
От редакции. С учётом актуальности темы просим читателей, у которых есть вопросы к службе судебных приставов, обращаться в редакцию по телефону 8 (8442) 59-07-67 или писать по адресу aif_office@mail.ru. Полученные ответы редакция опубликует.