Подтопленная водой и без склона. Как «Волгоград Арена» пострадала от ливня

Минувшей ночью техника расчищала рокадную дорогу возле стадиона и готовила дыру на склоне к отсыпке. © / Анастасия Семенченко / АиФ

Два дня подряд, 15 и 16 июля, в Волгограде лил непрекращающийся дождь. В первые сутки буквально за пару часов в городе выпала полуторамесячная норма осадков. Экстренные службы объявили штормовое предупреждение, а власти – ввели режим чрезвычайной ситуации. Горожан поразило, как стихия изуродовала склон под «Волгоград Ареной» - возле стадиона появилась пятиметровая дыра, а внутри него побежали ручьи. Почему так произошло, можно ли было избежать таких последствий ливня, как спасают главный объект ЧМ-2018 в городе и понесет ли кто-либо ответственность за случившееся - в материале «АиФ-Волгоград».

   
   

Почему провалился склон возле стадиона?

Из-за неработающих ливневок еще в первый день разгула стихии по городским дорогам побежали целые реки, из-за которых, выходя из маршруток, пассажиры оказывались по пояс в воде. Часть светофоров не выдержала непогоды и отключилась, а подземку залило так, что работу скоростных трамваев решили на время приостановить. Казалось, что укрыться от дождя невозможно – вода лилась как из ведра даже с потолков торговых центров, автобусов и многоэтажек. Но все это горожане уже проходили и восприняли как в присказке «опять двадцать пять». Настоящим шоком для всех стала огромная дыра на склоне прямо под «Волгоград Ареной» - кое-где обвалились железные конструкции, использованные строителями при формировании склона, а грунт крупным пластом сполз на рокадную дорогу, которую в городе тоже возводили к чемпионату мира по футболу. Оказавшиеся в это время на проезжей части автомобили прочно увязли в нем, а водители пожалели, что отправились в поездку.

В мэрии корреспонденту «АиФ-Волгоград» рассказали, что возле стадиона пострадали только те склоны, на которых еще не прижился грунт, и назвали ситуацию «некритичной». Отметим, что склоны тянутся вдоль набережной возле арены на всем ее протяжении - от стадиона до улицы 7-й Гвардейской, параллельно им идет и новая рокадная дорога. Перед ее строительством власти провели берегоукрепление, в ходе которого специалисты сформировали склоны.

Мэрия заявила, что у стадиона хорошее основание из бетона, поэтому его вода обошла и побежала по склонам или, как их еще называют, по насыпным откосам. Основные ее потоки пронеслись именно в месте пересечения рокадной дороги с улицей 7-й Гвардейской и у стадиона, куда основные потоки воды устремились в связи с естественным уклоном рельефа.

«Пострадали склоны, на которых еще не прижился грунт, и не взошла трава. Земля на них рыхлая, поэтому такое стало возможно», – заявили в пресс-службе мэрии. Отметим, что грунт сполз со склонов вместе с водой на рокадную дорогу. Ранее он был уложен для посева газона. Пресс-служба владельца «Волгоград Арены» ФГУП «Спорт Инжиниринг» заявила, что компания не отвечает за вопросы благоустройства территории возле стадиона, и посоветовала обратиться в областную администрацию, где «АиФ-Волгоград» озвучили ту же версию произошедшего, что и в мэрии.

Источник, близкий к ситуации, сообщил «АиФ-Волгоград», что, возможно, металлические конструкции, использованные строителями при проведении берегоукрепления, были не новыми и сварены из бывших в употреблении труб.  По его словам, это могло частично стать причиной обрушения конструкций.

   
   

В Фонде развития трубной промышленности в свою очередь отмечают, что в строительстве б/у трубы иногда используют потому, что они дешевле новых, несмотря на то, что с конца 2016 года делать это запрещено, т.к. такие трубы являются отходами IV класса опасности, и сейчас деятельность, связанная с их обработкой, обезвреживанием и утилизацией, подпадает под требования Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и требует наличия соответствующей лицензии.

«Такая экономия нередко приводит к авариям. Известны случаи, когда в ходе выяснения причин аварий и инцидентов устанавливалось несоответствие применяемых строительных материалов проектной документации и смет по сравнению с реальными расходами. Возможно, что и в этот раз конструкция просто не справилась с резко возросшими нагрузками из-за ливней. Несомненно, все оценки ситуации и её причин остаются за компетентными органами», - отметили в ФРТП.

Для ФРТП важно не допустить незаконное использование б/у труб при дальнейшем укреплении набережной, чтобы избежать экономического ущерба и человеческих жертв. «То что это возможно, подтверждает статистика. За последние пять лет только в ЖКХ произошло около 3000 аварий, ущерб от которых оценивается более чем в семь миллиардов рублей, погибли 40, а пострадали 140 человек. При этом, более 2х десятков случае были связаны с б/у трубами», - заявили в ФРТП.

Волгоградцы в соцсетях во всем винят власти и выдвигают свои версии произошедшего. Кто-то считает, что при формировании склонов специалисты «забыли» про дренажную систему, кто-то, отмечает, что грунт недостаточно утрамбовали.

Насколько пострадала сама «Волгоград Арена»?

Директор проекта «Строительство стадиона Волгоград» Сергей Камин во всем винит только плохую ливневку в городе: если бы она хорошо работала, то со склоном ничего бы не случилось. «Полуторамесячная норма осадков, выпавшая в Волгограде за несколько часов, показала слабые стороны внешней ливневой канализации, которая не справилась с такой нагрузкой. В связи с этим и произошел размыв насыпного откоса», - заявил он ТАСС. Отметим, по его словам, 17 июля специалисты приступят к засыпке склона и приведению в надлежащее состояние системы водоотведения.

Вечерние работы у стадиона. Фото: АиФ/ Анастасия Семенченко

Но шокировали волгоградцев не только склоны у стадиона, но и видеоролики с самой арены, выложенные работниками объекта. Судя по ним, по лестницам бежали ручьи, а из труб под потолком мощными струями на пол хлестала вода. Но и тут волгоградцев спешат успокоить, заверяя, что со стадионом все будет в порядке. «Из 2040 помещений во время косого дождя вода попала только в те, которые находятся на внешней стороне. При этом спортивная зона - тренерские, раздевалки, медицинские кабинеты - остались сухими», - заявил Камин уже «Интерфаксу». По его словам, стихия серьезного ущерба стадиону не нанесла. В целом Камин считает, что стадион прошел «испытание ливнем». После дождей специалисты проверяют помещения объекта, инженерные сети, а также системы освещения и безопасности, состояние которых пока нареканий не вызывает.

«Ливнем подтоплены внутренние помещения на нижних уровнях стадиона, но серьезного ущерба нет, идут восстановительные работы. Это обычные протечки, которые бывают в квартирах - никакой катастрофы там нет. Газон стадиона не пострадал. Сроки окончания восстановительных работ, как и размер ущерба, станут известны позже», - цитирует ТАСС представителя пресс-службы ФГУП «Спорт-Инжиниринг». Кто ответит за смытый склон, пока не известно, комментировать этот вопрос никто не берется. Известно только, что ущерб, нанесенный стадиону и склону, возместят в рамках страховых выплат. Напомним, арена застрахована на 16,5 миллиарда рублей. 

Отметим, 22 июля на стадионе должен пройти первый домашний матч волгоградского ФК «Ротор». О переносе игры речи пока не идет.

Откуда пришли такие дожди?

Такого дождя, как в минувшие два дня, в Волгограде не было уже давно, отмечают специалисты. «В воскресенье, 15 июля, по интенсивности дождь повторил рекорд 28-летней давности, - рассказала начальник отдела Волгоградского гидрометцентра Наталья Алатырцева. - В этот день за первые пару часов выпало 50 миллиметров осадков, а в целом за сутки - 70 миллиметров, что почти в два раза превысило среднемесячный объем осадков для июля в количестве 39 миллиметров. Такой интенсивный ливень наблюдался в один из майских дней 1990 года». Отметим, что ливни местами сопровождались градом и сильным ветром.

По словам специалистов, ливни в регионе связаны с выходом южного циклона с Каспийского и Черного морей. Центр циклона образовался именно над Волгоградом.

Алатырцева отмечает, что до двухдневных ливней в течение месяца над Волгоградской областью, как и над европейской частью России, установился обширный антициклон, в результате которого не было осадков, и наблюдалась жара до 40 градусов и более. В июне в регионе выпал всего один миллиметр осадков, кое-где в регионе началась засуха, фермеры начали бить тревогу и подсчитывать убытки. По данным регионального облсельхозкомитета, почвенная засуха и суховей наблюдались в мае-июне на территории 19 районов области. Губернатор региона Андрей Бочаров поручил чиновникам подготовить документы в правительство России, подтверждающие гибель посевов - для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям.

Синоптики отмечают, что больше в ближайшее время в Волгограде таких мощных дождей не ожидается.

Когда ликвидируют последствия ливней?

Уже сутки городские службы без перерыва устраняют последствия разгула стихии. Работа аварийно отключившихся светофоров восстановлена, с дорог исчезли «реки», из подземных переходов откачали всю воду. Пока самой сложной остается работа, связанная с откачкой воды из тоннелей, по которым курсируют скоростные трамваи, расчистка рокадной дороги и засыпка склона около стадиона.

Пока скоростные трамваи ходят в северную часть города по двум укороченным маршрутам из-за воды в туннелях. Фото: администрация Волгограда

«Завершаются работы и по ликвидации грунтовых наносов на рокадной дороге, куда, следуя естественному уклону рельефа, во время ливня устремились основные потоки воды, - рапортуют в пресс-службе мэрии. - Дорожное полотно и сооружения берегоукрепления участка набережной вдоль Волги справились с аномальными осадками, но на новой дороге образовались скопления песка и грунта, нанесенного потоками дождевых вод. Сейчас здесь очищено уже порядка 70% дороги, 20 спецмашин продолжает работу по расчистке и вывозу грунтовых наносов. В ближайшее время подрядная организация приступит к восстановлению размытого грунта на склонах». Работы ведутся в координации с правоохранительными органами и службой МЧС. Бригады будут трудиться в непрерывном режиме до полного устранения последствий стихии. 

Движение по рокадной дороге возле стадиона планируется открыть 17 июля. Предполагается, что сначала движение будет возобновлено только по одной полосе.