От отчества и “географии”. Откуда пошли мордовские фамилии

Мокшанки в национальных костюмах. XIX век.Мордва-мокша, Тамбовская губерния, Темниковский уезд, конец XIX — нач. XX века. © / Commons.wikimedia.org

Не случайно считается: фамилия человека – это отчасти его судьба. Издревле повелось, что в фамилии отражалось что-то особо важное для этого рода: или его ремесло, или край, где жили предки, или ценное качество. Прослеживая историю фамилий, больше можно понять о национальном характере того или иного этноса в целом.

   
   

Из глубины веков

В составе нашей Родины – более 190 народов и этногрупп, многие из которых представляют коренное население державы. У каждого народа своя многовековая история, традиции, культура. В ходе исторических процессов происходили различные изменения, связанные с миграцией, ассимиляцией и сохранением того или иного этноса. Особый интерес вызывают представители так называемых малых народов. 

К примеру, мордва. У них два субэтноса: мокша и эрзя, а также этнографические группы: шокша и терюхане, каратаи и мурома, принадлежащие к финскому народу. Да, согласно переписи населения 2010 г. мордва составляет определённый процент населения России. Но академик М. Н. Покровский (1868-1932), российский и советский историк, утверждал, что у русских до 80% «финской» крови (с учётом родственных и соседствующих с ними этносов и этнографических групп). 

Исторические судьбы мордовского народа с древнейших времен связаны со славянским этносом. 

Начиная с середины XIX века российские публицисты-этнографы, историки, педагоги, краеведы, такие как В. А. Ауновский, И. И. Дубасов, В. Н. Майнов, Г. П. Петерсон, И. Н. Смирнов и др., публиковали на страницах газет, журналов многочисленные статьи, очерки, заметки о разных сторонах жизни мордовских народов. 

В советский период значительный научный вклад в изучение вопросов происхождения, зарождения фамилий внесли работники Республиканского архива Мордовской АССР и научно-исследовательского института автономной республики.

Этимология некоторых мордовских фамилий неясна либо спорна. На это много причин: в ряде случаев язык народа утратил слово, от которого в прошлом была образована фамилия, в других случаях фамилия менялась до неузнаваемости в результате местных говоров, нечёткости произношения и т. д. 

   
   

Лексика мордовских языков ещё мало изучена. Но именно фамилии таят в себе забытые мордовские слова, тем более что большинство всей мордвы живёт за пределами республики (в мире приблизительно 30 млн человек с мордовской родословной). Это огромный, ещё не изученный пласт культуры фамилий, берущих начало в глубине веков.

С национальным оттенком

Словообразующий формант -ай – самый частый в именах мордвы. Выбор имени из русского, тюркского или иного в значительной степени зависел от степени его внешнего сходства с привычно мордовскими – поэтому Исайкины и Агейкины чаще встречались, чем Ивановы и Васильевы. 
Перенятые от русских основы фамилий Ерошкин, Тараскин, Давыдкин легко вошли в именник мордовского народа благодаря обилию мордовских имен, образованных суффиксами -ш и -с. Так, имя Алексей перекликалось с эрзянским локсей – «лебедь», где встречались наиболее частые сочетания букв к/с: Алексейкин. Зачастую заимствованные русские имена «одевали» в мордовский наряд: появлялись фамилии Петряйкин, Степайкин, Девятайкин.
На происхождение мордовских фамилий сильно повлияла строгая обязательная социальная форма (в России с XVI века): нижестоящему на лестнице сословий именоваться с уничижительным оскорбительным  суффиксом -ка. К мордве эту форму применяли и позже. Из неё – множество мордовских фамилий с окончанием -кин (Дарькин, Ермишкин, Моторкин).

 На языке мещёры и не только

Среди мордвы есть несколько достаточно распространённых фамилий. Их география и происхождение являются предметом живого интереса как учёных, так и простых граждан с мордовскими корнями. 

Сульдин. Фамилия образована из отчества имени Сульда, которое найдено в документах XVI в. Из какого слова возникло имя? Ученые предполагают, что либо из эрзянского слова сулей – «тень», либо от татарского сульда – «левша». Не исключен и возможный принос тюрко­язычными волнами монгольского слова сюлда, что значит «знамя, символ». 

Туцин, Ледяев, Шамкин. В Присурье, на современной территории расселения эрзи, Всероссийская перепись 1897  г. застала в с. Морга (ныне Дубенский р-н) следующие фамилии: Туцины – от мокш. туця – «туча» (при эрз. пель); Ледяевы – от мокш. лядемс – «косить» (при эрз. ледемс); Шамкины – от мокш. шам – «одежда» (при эрз. оршамопелъ). Значительное локальное распространение в республике и за её пределами приобрели фамилии Чекашины, Купряшкины, Канайкины, Мелешкины, Ломакины.

Почти по всей Мордовии есть фамилии от личных имен, образованных формантами -ай, -ка, -айка, -ушка, но в том или ином селении заметно преобладание одной формы. Например, фамилии одинаковой формы: Титеевы, Битеевы и Биктеевы. Также нередки Сураев,
Сурайкин; Радаев, Радайкин и т. д.

С использованием:

-с – Вирясов, Вирсякин; Тремасов, Тремаскин;

-ш – Кудашев, Кудашкин; Пурдышев, Кирдяшкин; 

-ан – Вечканов, Лемдянов, Кирдяшкин, Рузанкин; 

-ат – Кижеватов, Кижеваткин; Учеватов, Учеваткин;

-ут – Сайгутин, Бажутов, Ишуткин, Паксюткин; 

-ап – Волгапкин, Кижапкин, Кирдяпкин. 

Перепись 1979 г. в южных районах Нижегородской обл. изобилует фамилиями мордвы, имеющими суффикс -утв: Инуткины, Изуткины, Изутовы, Паруткины, Ошуткины, Квакуткины, Бечутковы, Инжутовы, Баксутовы и др.  

Древний народ мещёры, проживавший на обширной территории современной Мордовии и сопряжённых с ней административных образований (нынешних Московской, Калужской, Тульской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Нижегородской областях), постепенно растворился среди мордвы, русских, татар. Но отрывочные сведения о языке мещёры позволяют говорить об обретении мокшей и эрзей фамилий с сочетанием согласных мбр, вбр: Учамбрин, Севамбрин, Кевбрин, Черяпкин. Учёные предложили происхождение имён, отчества от которых стали этими фамилиями: пря – «голова»; уча – «овца»; сермав – «пестрая»; кев – «камень». 

Фамилии Мордвинцев, Мордасов содержат в себе этнонимы мордвы.

Концентрация тех или иных фамилий как на территории проживания эрзи и мокши, так и за пределами республики, – это большой пласт культуры мордовского народа, его истории и самобытности. Исторические процессы, в которые были вовлечены все народы России, оказали безусловное влияние на разнообразие мордовских фамилий. И выходцы из мордовского этноса могут с гордостью и достоинством носить фамилии, доставшиеся им от предков.

Уроженцы какого-либо местечка или района, отличившиеся в подвигах военных лет или трудовых достижениях, всегда являлись гордостью его жителей. Как пример – Атяшевский район Республики Мордовия. В 2004 году к празднованию 110-летия в Атяшево были установлены 20 бронзовых бюстов уроженцев района – 11 Героев Советского Союза и 9 Героев Социалистического Труда.

Уникальность Атяшевского района в том, что при сравнительно незначительной численности населения (25 000 человек) впечатляет концентрация людей с «геном героичности», родившихся на этой земле и удостоенных высшей награды Родины.  

Власти и общественность не забывают своих героев-предков и наших современников, а потомки с гордостью носят фамилии отличившихся сыновей и дочерей мордовского народа.

Фамилия – из отчества

Почти все мордовские фамилии возникали из отчеств. Формы, из которых возникли фамилии мокшан и эрзян, можно свести к четырём группам.

1. Из мордовских дохристианских личных имён: 

  • Аржаев от Аржай из эрз. Аржо, мокш. Арка – «шрам, зазубрина»;
  • Атянин от мокш. Атянь – «предок, старейшина, старший, главный»;
  • Беляев от Беляй из заимствованного дохристианского имени;
  • Веденяпин от морд. Веденяпа, где ведень – «водный»;
  • Вечканов от Вечкан из вечкелс – «любить, уважать»;
  • Кирдяпкин от морд. Кирдян, которое образовано от глагола кирдемс – «терпеть», «держать». 
  • Рузаев от морд. Рузай, где руз – «русский человек»;
  • Чевтаев от морд. Чевтай, чев – «тихий, спокойный; безмолвный». 

Фамилии с дохристианскими основами охватывают около 40% всех фамилий, попавших в статистическое поле. 

2. Из канонических личных имен, принесённых православной церковью (их называют и календарными).

В повседневной речи имя принимало всевозможные производные формы, от которых и образовывались отчества, а из них фамилии. Редко Фёдоров, чаще Федькин, Федюнин и т. п., почти никогда Афанасьев, но Афонькин. Есть и такие метаморфозы: Ларькин от Илларион.

Фамилии с основами из канонических имён охватывают более 25% мордвы.

3. Из русских нарицательных слов (Кузнецов, Третьяков, Кочетков и пр.) по схеме: кузнец – Кузнец – кузнецов сын – Кузнецов). Фамилии этой группы носят около 30% мордвы. 

4. Из именований тюркоязычного происхождения, а также мусульманских личных имён из других языков (арабского или иранского): Булаткин, Карабаев, Исламкин, Арасламкин.

В зависимости от расселения количество таких фамилий колеблется от единичных до 5-6%.