Наш земляк Максим Глущенко – водитель со стажем: за рулем он 32 года, из них пять лет работает в такси. Мечтал о такой профессии с детства, но мешали ограничения по здоровью – Глущенко с детства почти не слышит. Но всё удалось! Как приходится глухому водителю за рулём, Максим рассказал «АиФ»- Нижнее Поволжье».
«Экзамен сдал на отлично»
– Сам я родом из Урюпинска, а в Волгограде учился в специализированной школе для слабослышащих, – вспоминает Максим Глущенко. – В те годы мне говорили, что работа водителем не для меня. Потому ещё в старших классах я самостоятельно выучился обувному ремеслу и на протяжении 27 лет занимался пошивом обуви. А потом узнал, что в такси могут работать и глухие водители! Решил попробовать и в итоге остался...
Пришёл не новичком – водить научился давно. В своё время в обычной автошколе мне отказали: там не было сурдопереводчика. Пришлось изучать теорию с преподавателем на дому. Экзамен сдал на отлично! Права получил ещё в 1992 г.
– А кто вам подал мысль пойти работать в такси?
– Друг, который уже давно сотрудничает с Яндекс Такси, рассказал, что он доволен, и предложил мне тоже попробовать. Я так и сделал, и мне понравилось. Причём у меня немало слабослышащих коллег, таких же водителей-таксистов, мы поддерживаем связь.
– А первый заказ помните?
– Конечно! Вызвали на адрес магазина. Я долго не понимал, куда подъехать, но затем увидел женщину с сумками и догадался, что это моя пассажирка. Даже помню цену первой поездки – 59 рублей…
Кстати, нередко мне оставляют чаевые. Однажды даже оставили 500 рублей, было приятно.
А потом каких только заказов не было… Однажды из ветеринарной клиники пришлось перевозить собаку породы стаффордширский терьер, очень крупную, и сначала я побоялся её везти. Но пассажир убедил, что переживать не стоит, так как собака очень добрая. Я согласился, и поездка действительно прошла без проблем. Приходилось перевозить кроликов, крыс в клетке... Я спокойно к этому отношусь.
– Но как вы общаетесь с пассажирами?
– У меня в машине есть подголовник, на котором крупно написано, что я не слышу – это помогает избегать лишних вопросов. Также пассажиру в приложении приходит оповещение, что на заказ приедет слабослышащий водитель.
И всё же некоторые пассажиры беспокоятся, как их повезёт неслышащий водитель. Но поездка всегда проходит нормально – для общения с пассажирами в такси нашей компании есть специальное приложение и чат, с помощью которого можно уточнить адрес или задать вопрос. Есть там и голосовой переводчик, который преобразует речь в текст.
«С ГАИ мы переписывались»
– Приходилось вам возить пассажиров на далекие расстояния?
– Да, такое бывало. Один раз даже пришёл заказ на поездку в Борисоглебск, это городок в Воронежской области. Маршрут интересный, в северных районах уже начинаются леса, очень красивая дорога, но напряжённая: много грузового транспорта.
– Как к вам относятся другие участники движения, приходят на помощь в случае чего?
– В основном все ведут себя спокойно. Иногда я замечаю, что девушки за рулём нервничают, тогда я просто пропускаю их вперёд и еду дальше. Друзья-водители знают мою машину; когда мы встречаемся на дорогах, то всегда здороваемся. Бывает такое, что у меня заканчивается бензин, и я обращаюсь к ним с просьбой помочь. Они не отказываются и довозят до заправки.
– А если проблемы посерьёзнее?
– Бывает... Однажды, много лет назад, я попал в ДТП. Это было незначительное столкновение, все его участники, к счастью, остались целы и здоровы. С сотрудниками ГАИ мы переписывались. Если случается какое-то недопонимание с автоинспекцией, вызываем сурдопереводчика.
– По вашему мнению, готово ли общество к интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья?
– Как мне кажется, готово. Что касается меня, я привык решать свои проблемы самостоятельно и в центр занятости никогда не обращался. И не сталкивался с предвзятостью или негативным отношением к себе из-за особенностей здоровья.
– Семья вас поддерживает?
– Очень! У меня есть жена и взрослый сын, они слабослышащие, но жена хорошо разговаривает. Мне есть ради кого трудиться, и это на самом деле приятно.